Возможно ли оспорить евро протокол?
Наши читатели задаются вопросом, можно ли в принципе оспорить европротокол при ДТП. Попробуем разобраться с этим вопросом, детализировать основные моменты. Итак, допускается ли такая возможность в принципе, если да, то, как ее реализовать. Что нужно знать водителям, желающим оспорить ранее составленное соглашение.
Общие понятия или что такое европротокол
Под европротоколом понимается упрощенная процедура оформления аварийной ситуации, которая проходит без участия ГИБДД. Водители сами выполняют функции инспекторов, а именно заполняю извещение, рисуют схему, общаются со свидетелями и фиксируют последствия.
Заполненное по стандарту, с соблюдением правил извещение, дает основание на страховую выплату. Но сумма эта ограничена лимитом. На этапе взаимодействия сторонам нужно правильно оценить ущерб. Ведь требовать со страховой компании сумму выше той, что позволяет закон, бессмысленно.
Когда возникает необходимость оспорить европротокол
Желая быстрее оформить аварию, стороны сразу даже не задумываются, как оспорить европротокол. ДТП проходит, настает период восстановления авто, тогда и наступают проблемы. Оказывается, что назначенной страховой компенсации не хватает на покрытие фактических расходов. Что делать, если повторно в страховую фирму, по одному и тому же случаю возвращаться нельзя.
Законом такая ситуация предусмотрена. Сумму фактических расходов, не попавшую в компенсационное возмещение, должен покрыть виновник. Возврат может осуществляться в добровольном, судебном порядке. Пострадавшая сторона обращается изначально ко второму участнику с чеками, актами и просит вернуть средства.
Как правило, мало кто из виновников, соглашается отдавать средства. Аргументируют они это тем, что второй участник знал на какую сумму шел изначально. В таком случае они интересуются возможностями отмены сделки. Давайте разбираться.
Можно ли в принципе оспорить европротокол по ДТП
В принципе такая возможность предусмотрена. Если сделка заключалась с нарушениями, то ее могут признать недействительной. В этом случае аннулируются условия упрощенной процедуры.
Постановление Верховного Суда под номером 2, что датировано 29.01.2015 г, определяет возможность отмены действия европротокола.
Основания для отмены в 2022 году
Иск в отношении европротокола по отмене ранних договоренностей по ДТП может быть подан. Теперь рассмотрим, какие основания предусмотрены для этого законом:
- Акт составлен не по правилам:
- есть исправления, ошибки;
- отсутствует необходимая информация;
- нет обязательных реквизитов, например подписи сторон.
На заметку! Отсутствие подписей – одна из распространенных недочетов. На лицевой стороне листа должно быть по две подписи, а с тыльной – по одной.
- Распознавание информации с бланка затруднено из-за попадания на нее жидкости, растекания чернил.
- Страховой полис у стороны поддельный, недействительный.
- Не соблюдены условия, при которых упрощенная процедура могла иметь место:
- кроме материального урона был физический вред;
- пострадало имущество третьих лиц;
- в столкновении участвовало более 2 машин;
- вред наступил в результате бесконтактного ДТП.
- В представленной документации прослеживаются разногласия сторон.
- Заполнение бланка происходило под давлением, угрозами или имели место другие неправомерные действия.
Важно! Европротокол подписывается с согласия двух сторон. Если один участник не одобряет какой-то момент, лучше сразу вызывать ГИБДД. Это позволит на корню пресечь возможные проблемы.
Как оспорить сделку, порядок 2022 года
По сути, европротокол – сделка, имевшая место между двумя участниками ДД. К виновной стороне всегда есть материальные претензии, которые за счет него покрывает страховая компания. Пострадавшее лицо подает заявление в свою страховую фирму и получает от нее компенсацию. Далее уже компания сама связывается со страховщиком виновника и вытребует возврат средств.
Компания выполняет обязательства по своему клиенту. Но ситуации, когда виновник не подаст страховщику свой экземпляр извещения, то ему придется возмещать регресс. В таком случае фирма подает в суд на лицо, которое не выполнило обязательные условия договора (не подало вовремя извещение, не предоставили авто для технического осмотра, произвело ремонт ТС в срок до окончания экспертизы).
ГК в части статьи 166 гласит, что обжалование извещения – инициатива, что может исходить от стороны ДТП, интересы которой нарушаются.
Чаще всего инициатором обжалования выступает как раз таки виновная в ДТП сторона. В этом случае должны соблюдаться все требования, заявленные в законе к гражданскому процессу. Составляется иск, представляются доказательства обстоятельств, основание предусмотрено законом (ссылка на законодательную норму).
Процедура:
- Сбор доказательной базы, показаний свидетелей.
- Составление иска.
- Подача ходатайства в арбитражный суд.
- Посещение заседаний.
- Вынесение решения.
Госпошлины по гражданскому разбирательству не предусмотрено.
Доказательства, что могут быть предоставлены:
- копия бланка с ошибками;
- показания свидетелей;
- медицинское постановление, которое подтверждает травмы вследствие аварии;
- фото, видеоматериалы;
- факты, что подтверждают недействительность страхового полиса.
В канцелярию нужно подать сам иск + извещение с места происшествия + все документы по делу (доказательства). Дополнительные бумаги должны идти в качестве приложения к ходатайству, в который вносится список прилагаемых бумаг.
Сроки давности
Обжаловать европротокол можно на протяжении всего срока исковой давности. Это год, если речь идет о признании недействительности. Если признается ничтожность, то срок давности три года. Период отсчета начинается с момента заключения сделки – подписания извещения.
Если протокол составлен правильно и все сведения достоверные
Ситуация, в которой соблюдены все требования к процедуре, бланк был заполнен правильно, вся информация достоверная, то оспаривать нечего. Свое собственное согласие, выраженное подписями, не подлежит обжалованию. Разве что подписание происходило ввиду неосведомлённости о последствиях.
Вторая сторона могла дать заведомо ложные сведения относительно стоимости ремонта. Также оба участника могли не предполагать, что под внешними небольшими повреждениями скрываются серьезные технические проблемы. Есть шансы признать сделку ничтожной в суде.
Заблуждение проявляется в таких обстоятельствах:
- непонимание в отношении предмета сделки;
- недостоверная информация в отношении второй стороны;
- заблуждение в отношении предмета сделки, его характеристик;
- неверное восприятие обстоятельств (может лицо признанное виновным, на самом деле не является таковым, но его убедили в том).
Ст. 178 ГК определяет, что сделка под воздействием заблуждения может быть признана ничтожной.
Итоги
Наш материал раскрывает общие моменты, основания для оспаривания. Любая ситуация требует проработки, уточнения деталей. Решением нестандартных ситуаций должен заниматься профессионал, который поможет прояснить неоднозначные моменты, найти оптимальный вариант поведения для вашей ситуации.
Смотрите, какая тема — Можно ли обжаловать и отменить европротокол после ДТП, если не виновны или мало выплаты?
Показать содержание
- Если вы хотите отменить европротокол при ДТП, то попытаться можно в любом случае. Однако, успех будет напрямую зависеть от конкретных обстоятельств происшествия и конкретной причины для отмены.
- Если вы не согласны с виновностью, хотя уже подписали бланк извещения, где указали, что виноваты, то и в этом случае можно обжаловать именно виновность. Тогда нужно будет обращаться в ГИБДД для оформления ДТП, и уже те определят реального причинителя ущерба.
- Если же вы хотите аннулировать европротокол по той причине, что лимита выплаты по нему вам не хватило, то самый простой способ здесь – оформить ДТП с сотрудниками, договорившись об этом с виновником происшествия.
- Иначе можно взыскать с виновника разницу между калькуляцией страховщика и реальными затратами на ремонт вашей машины, если последние как раз и превышают максимальный размер возмещения по европротоколу.
- Если же по расчёту страховой компании сумма выше лимита, то здесь судебная практика 2022 года работает не в вашу пользу.
- Оспорить европротокол можно в течение 3 лет.
Оформление европротокола при ДТП по закону считается упрощённым способом получения страхового возмещения по ОСАГО. Однако, фактически в 2022 году получается, что как раз этот способ очень и очень усложнённый, если мы хоть немного идём не по стандартному самому простому пути, и в деле появляются дополнительные обстоятельства.
Чего только стоит отсутствие в принципе возможности посчитать на месте аварии, достаточно ли будет лимита выплаты. В этой статье мы и поговорим о практической стороне вопроса – как оспорить европротокол при ДТП уже после подписания.
В частности, обсудим обжалование извещения по таким причинам, как если недостаточно суммы выплаты, если мы хотим оспорить виновность, а также другие – менее распространённые причины.
Можно ли вообще аннулировать извещение ОСАГО, если уже подписали?
Забегая вперёд, укажем, что попытаться стоит в любом случае. Однако, исход ваших действий во многом будет зависеть от уважительных причин и законных оснований для отмены европротокола.
Здесь нужно понимать, в чём, собственно, заключается ваша цель. В 2022 году таковых может быть целый ряд, но наиболее распространённые из них следующие.
- Можно ли оспорить европротокол после ДТП, если вы неверно оценили сумму выплаты по ОСАГО и вам просто не хватило выплаты? Тут вопрос может решиться вообще 2 способами: либо довзыскивать с виновника аварии недостающую сумму, которую не покрывает страховая компания, либо вообще отменять извещение, чтобы лимит составил не 100 тысяч, а 400.
- Если вы вдруг решили, что виновником является второй участник. В этом случае как раз и идёт речь о единственном целевом действии – оспаривании европротокола.
- Если не соблюдены все условия для возможности оформления ДТП без сотрудников ГИБДД, а также если выяснилось, что у виновника нет действующей страховки ОСАГО.
Ниже мы приведём актуальную на 2022 год судебную практику, в том числе высших инстанций: Конституционного Верховного судов.
На каком основании можно обжаловать европротокол?
А пока приведём законодательное обоснование возможности признать извещение недействительным как документа.
Дело в том, что европротокол по своей сути является сделкой или соглашением. Согласно официальной трактовке статьи 153 Гражданского кодекса, сделкой является в том числе установление гражданских прав и обязанностей. А заполнение извещения по сути является установлением права потерпевшего на возмещение вреда при ДТП.
То, что европротокол считается сделкой, подтверждает и Верховный суд, а также нижестоящие судебные инстанции.
А, так как это сделка, то в её отношении применяются возможности статьи 178 ГК РФ, которые заключаются в возможности признать её недействительной. В частности, такое может быть по следующим основаниям:
- в европротоколе есть очевидные описки,
- есть сомнения в обстоятельствах предмета сделки – например, в отношении размера ущерба (но об этом мы ещё поговорим ниже).
Нужно отменять через страховую компанию?
Нет. Вы и не сможете обжаловать европротокол при ДТП посредством страховщика. Просто ни закон Об ОСАГО, ни Правила страхования, утверждённые Банком России, ни иные нормативные акты не устанавливают как такой возможности, так и, разумеется, порядка отмены.
Всё ещё элементарнее. Законодательство об ОСАГО допускает возможность оформления аварии без сотрудников ДПС. Однако, страховщик никак не ответственен за этот европротокол. Он просто принимает решение о возмещении на основании этого документа.
Через суд?
Так как европротокол считается в 2022 году ничем иным, как сделкой, то оспаривать его можно двумя способами:
- договориться со вторым участником и отменить европротокол, оформив ДТП через сотрудников ГИБДД,
- если второй участник не согласен (что может быть очевидным, если, к примеру, вы оспариваете виновность в аварии; либо вполне вероятным, если вам не хватает денег по европротоколу для полного возмещения ущерба), то тогда единственный вариант – обжаловать извещение как сделку через суд.
Нужно ли сообщить об этом другому участнику ДТП?
Нет. Однако, при судебном разбирательстве вполне вероятно, что суд сам вызовет и, тем самым, поставит в известность второго водителя, с которым вы столкнулись в аварии, как соответчика или третьего лица в деле.
Как правильно отменить европротокол со вторым водителем?
Итак, допустим, вы договорились со вторым участником ДТП, что просто порвёте свои заполненные бланки извещения о ДТП и оформите происшествие с участием сотрудников ГИБДД.
Но как в этом случае быть с тем, что вы уже уехали с места аварии?! Не лишат ли приехавшие инспекторы прав обоих участников за оставление места ДТП?
Нет, такой исход дела крайне маловероятен. И дело здесь в возможности ПДД. Пункт 2.6.1 Правил допускает возможность уехать с места аварии, если соблюдены условия из статьи 11.1 ФЗ Об ОСАГО – то есть составлен европротокол.
Вы выполнили это условие? Выполнили. Так за что вас лишать?! А тот факт, что вы решили его аннулировать и вызвать ГИБДД, никак не образует состав правонарушения по статье 12.
27, которая и предусматривает лишение прав за скрытие с места аварии.
Во всяком случае для привлечения водителей к ответственности должен быть доказан умысел нарушения. А кто же его сможет доказать, если вы сами сначала и извещение заполнили, и затем сотрудников вызвали.
Таким образом, если второй участник ДТП не против, то ничего не запрещает просто порвать заполненные извещения и вызвать ГИБДД.
Через сколько после ДТП можно оспорить?
В течение 3 лет после того, как вы оформили извещение. Это вытекает из статьи 966 ГК РФ, которая устанавливает этот срок как общие период исковой давности по случаям, связанным со страхованием ответственности.
Судебная практика: если не хватило лимита выплаты по европротоколу
Итак, теперь давайте рассмотрим вероятность исхода вашего решения отменить европротокол через суд. А вероятность эта зависит от конкретных представленных вами аргументов в пользу аннулирования ну и, конечно же, от сложившейся в 2022 году судебной практики.
В случае с недостаточной суммой сценарий того, как вы приходите к цели оспаривания этого документа, как правило, общий:
- вы попадаете в ДТП и выполняете все требования ПДД в связи с этим,
- далее общаетесь со вторым водителем, определяете обстоятельства аварии, в том числе виновность другого её участника,
- осматриваете свой автомобиль и решаете, что повреждений здесь не больше лимита по европротоколу (не забываем, что он может быть и 400 000 рублей – может, и оспаривать то здесь нечего, если вы подпадаете под эти условия),
- договариваетесь со вторым водителем заполнить извещение без сотрудников ГИБДД,
- однако, позднее из расчёта страховщика или независимой экспертизы узнаёте, что сумма ремонта превышает предельную.
И здесь у нас для вас есть и плохие новости, и хорошие одновременно.
Успех в оспаривании европротокола напрямую зависит от того, из-за чего и как именно стоимость ремонта превышает лимит выплаты.
Если речь идёт о том, что даже по калькуляции страховой компании размер выше, то судебная практика говорит о том, что вы маловероятно сможете взыскать недостающие деньги как со страховщика, так и с виновника.
Но вот если речь идёт о взыскании разницы по износу, то перспектива здесь более радужная, хотя и не стопроцентная.
О чём, собственно, речь?
До недавнего времени, действительно, действовало Постановление Пленума Верховного суда, которое указывало, что оформление европротокола является по сути соглашением между виновником и потерпевшим.
В этом соглашении потерпевший выражает согласие на получение не более 100 тысяч рублей (или 400 при условиях), принимая на себя все последствия, если в результате выйдет иначе.
Речь идёт о ППВС №2 от 2015 года, его пункте 39, в котором говорится буквально следующее:
В связи с этим не подлежит удовлетворению иск потерпевшего к страховщику и/или к причинителю вреда о возмещении ущерба на сумму, превышающую предельный размер страховой выплаты в рамках упрощённого порядка оформления дорожно-транспортного происшествия, за исключением случаев, когда соглашение участников дорожно-транспортного происшествия о его оформлении без участия уполномоченных на то сотрудников полиции признано судом недействительным.
Вы и в 2022 году встретите во многих изданиях отсылку к этому акту Верховного суда. Однако, это устаревшая информация, потому что данный акт признан утратившим силу в связи с изданием нового – ППВС №58 в 2017 году. И в новом Постановлении Пленума уже ни слова о причинителе вреда, а только о том, что нельзя взыскать со страховщика.
Но даже без мнения Верховного суда дело не меняется. В Гражданском кодексе есть статья 10, а в ней часть 5, которую немного переформулируют в отношении извещения о ДТП многие суды. Речь идёт о разумности действий лиц при правоотношениях.
И в судебной практике судьи рассуждают примерно следующим образом, как в примере одного из подобных решений:
Пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ устанавливает презумпцию разумности действий участников гражданских правоотношений, следовательно, предполагается, что при заключении сделки стороны имеют чёткое представление о наступающих последствиях.
Тем самым, исходя из такой судебной практики, предполагается, что вы должны изначально отдавать себе отчёт в том, что лимита выплаты по европротоколу хватит на ремонт вашей машины. То есть в России право предполагает, что вы имеете чёткое представление о последствиях.
Но, разумеется. Иметь то представления вы и имеете, возможно. Однако, вы не являетесь экспертом, чтобы чётко оценить все повреждения на месте ДТП. Более того, у вас нет на месте происшествия возможности выявить скрытые повреждения.
Но всё же поставим точку и решим окончательно, можно ли отменить европротокол при ДТП, если суммы выплаты оказалось недостаточно. И приводим Определение Конституционного суда №117-О от 2018 года, в котором судьи указали следующее.
…
оформляя документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции путём заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии, причинитель вреда и потерпевший достигают тем самым имеющего обязательную силу соглашения по вопросам, необходимым для страхового возмещения, которое причитается потерпевшему при данном способе оформления документов.
Соответственно, потерпевший, заполняя бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, подтверждает отсутствие возражений относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений и, следовательно, связанных с этим претензий к причинителю вреда.
То есть, Конституционный суд делает вывод о том, что в данном случае виновнику предъявлять нечего. Но речь всё ещё не идёт о признании европротокол недействительным.
Таким образом, при наличии такой практики Верховного и Конституционного судов взыскание расхода сверх лимита с виновника представляется очень сложным. Но вот по отмене европротокола судебной практики высших инстанций нет, а нижестоящих судов – очень мало. Поэтому попытаться именно аннулировать его и заново оформиться через ГИБДД вполне можно.
Кроме того, если речь идёт о взыскании сверх лимита той суммы, которая является разницей между калькуляцией страховщика по ОСАГО и реальной суммы затрат на восстановление автомобиля, то тогда перспектива ещё более широкая. Хотя, и здесь практики пока маловато. Этому вопросу у нас посвящена целая отдельная статья.
Судебная практика: если не согласны с виновностью в ДТП
Отменить европротокол в этом случае немного сложнее. По крайней мере, с потерпевшим вы уже вряд ли договоритесь, чтобы тот стал виновником аварии.
Но вот оспорить свою виновность в суде вполне вероятно. В судебной практике были случаи, когда виновник, даже подписав европротокол, решил после этого обжаловать этот документ, обратившись с заявлением в ГИБДД с требованием привлечь второго участника к ответственности. В результате ГАИ провели разбор данного ДТП и привлекли того к ответственности.
Но в то же время есть и противоположная судебная практика о том, как оспорить виновность при ДТП с европротоколом. Так, в своём решении по делу №33-4504/2021 Московский суд не принял доводы истца о виновности второго участника, с которым она составила европротокол и признала, что виновата она. Официальный текст следующий:
Само по себе последующее сообщение ФИО в свою страховую компанию сведений об иных обстоятельствах ДТП и оспаривание вины в происшествии не освобождает от ответственности за причинённый вред, учитывая, что при составлении извещения без уполномоченных органов (европротокол) таких доводов ответчик не приводила, своей подписью подтвердила достоверность внесённых сведений по обстоятельствам ДТП.
Посмотреть этот судебный акт можно на официальном сайте Московского городского суда.
Поэтому здесь также всё будет зависеть от ваших доводов. Одно можно отметить смело: если, действительно, рассматривающий дело суд решит, что в ДТП виноваты не вы, то отмена европротокола – это формальность. Так как по закону отвечать за причинённый вред должен будет тот, кто его и причинил, то есть виновник аварии.
Если у виновника не было страховки ОСАГО?
В этом случае всё гораздо сложнее. Дело в том, что здесь как раз на вас и лежит обязанность проверить наличие страховки на машину. Сделать это можно как по госномерам машины второго участника на официальном сайте РСА, так и по серии и номеру полиса.
Отметим также, что закон устанавливает обязанность каждого из водителей при ДТП предъявить полис ОСАГО другому участнику для такой проверки.
Но, конечно же, отсутствие страховки, если вы уже оформили и подписали европротокол, не лишает права на возмещение вреда. В таком случае европротокол просто признаётся недействительным – страховая компания на законном основании откажет вам в возмещении. И вы просто должны обращаться к виновнику аварии за компенсацией ущерба.
Вот только сложность здесь в том, что основания для предъявления такой компенсации у вас нет, потому что нет документов из ГИБДД о самом факте события ДТП. Но и здесь не так сложно. Вы просто оформляете аварию позднее.
Опять же, прав за это вас лишить не должны. Чего нельзя однозначно сказать о виновнике – если он знал об отсутствии у него страховки, то должен был сам вызвать сразу ГИБДД для оформления происшествия.
Он этого не сделал и покинул место ДТП, чем нарушил пункт 2.5 ПДД.
Можно ли оспорить европротокол после подписания
Ускоренное оформление аварии
на месте происшествия без участия ГИБДД выглядит заманчиво. Европротокол
экономит время водителей. Однако российские автолюбители до сих пор пользуются этим
документов крайне редко.
Одна из причин такого положения вещей – возможность оспаривания
европротокола и возможные трудности при этом. Далеко не всегда результаты ДТП
удается оценить сразу верно размер ущерба и правильно оформить документы в 2020
году.
В таких ситуациях возникает вопрос о том, можно ли оспорить европротокол после подписания. Ответы дает ГК РФ и предлагаемая статья.
На
каких основаниях можно оспорить европротокол после подписания
Страхование это такая же гражданско-правовая сделка, как и
дарение, купля-продажа и многие другие. Оспорить его на практике может как
потерпевшая сторона. Это право есть и у виновника аварии, нежелающего
признавать исковые требования в порядке регресса по ОСАГО. Регресс – право
страховщика, которое возникает у него в результате непредоставления в срок
извещения о ДТП.
Внимание! Право на оспаривание европротокола есть так же у третьих лиц, интересы которых он затрагивает.
Основания для
оспаривания можно разделить на те, которые связаны с оформлением документа, и
те, которые происходят из сути происшествия. К первой группе можно отнести:
- Бланк европротокола заполнен неверно, в нем есть ошибки, исправления или подчистки. Это ставит под вопрос достоверность указанных в нем сведений. Поэтому, если при оформлении бланк оказался испорчен, стоит взять другой.
- Блан заполнен нечитаемо или был испорчен, например, пострадал от влаги, порван и т.д.
- Стороны не подписали бланк в нужных местах. Каждый из них оставляет автографы: по два на передней и по одной на задней стороне извещения.
- Блан заполнен не полностью в тех местах, которые обязательны для отметок.
Ко второй группе стоит
относить:
- Одна из сторон предоставила просроченный или
поддельный страховой полис. Такой водитель фактически не был застрахован и
выплат произвести по нему некому. - Стороны внеси в договор свои разногласия по обстоятельствам
аварии. Дело в том, что европротокол может составляться лишь, если участники
ДТП полностью согласны в том, кто виновен в произошедшем. - В извещение внесены недостоверные сведения.
- Извещение было составлено под давлением,
влиянием угроз или другим противоправным воздействием.
Оформление европротокола через Госуслуги
Так как речь идет о сделке к этому перечню можно добавить и все остальные основания для признания сделки ничтожной или недействительной приведенные ГК РФ.
Порядок
оспаривания
В таких случаях досудебные переговоры редко дают результат. Страховая
компания просто отказывает клиенту в выплате на основании недостоверного извещения,
а дальше ему остается лишь готовиться к судебному разбирательству. Для этого
желательно предварительно обратиться к юристу. Он ознакомится с делом и поможет
подготовить документы для обращения в суд:
- Исковое заявление. Его копия направляется всем участникам дела для оповещения. В нем истец подробно, но емко описывает обстоятельства дела и выражает свои требования. Образец можно найти в сети или обратиться к профессионалу.
- Документы, подтверждающие обстоятельства по делу.
К исковому заявлению обязательно прилагаются:
- документы, удостоверяющие личность истца,
- копия оспариваемого протокола,
- подтверждение оплаты сопутствующих расходов,
если истец просит их компенсировать.
Подтвердить правому истца могут:
- показания свидетелей,
- фото и видеоматериалы с места происшествия,
- подтверждения подделки полиса участника аварии (если оспаривание основывается на этом),
- экспертизы и медсправки подтверждающие ухудшение здоровья водителя в результате аварии.
Внимание! Иск подается арбитражный суд, так как один из участников дела – страховая компания.
Срок оспаривания
Он варьируется в зависимости от оснований. Общий срок
исковой давности составляет три года. Он примеряется, если истец требует признать
ничтожность европротокола. Срок может быть сокращен до 1 года, если речь идет
об оспоримой сделке.
Эти сроки могут быть восстановлены или возобновлены по
основаниям предусмотренным ГК РФ. Среди них уважительные причины для пропуска
сроков исковой давности.
Так оспорить, обжаловать или отменять европротокол можно, однако, оснований для этого не так уж много. Отчасти это стало причиной, по которой российские водители предпочитаю подождать инспекторов ГАИ на месте аварии.
Как оспорить европротокол при ДТП Ссылка на основную публикацию
Можно ли обжаловать решение по европротоколу?
Часто после аварии водитель находится в состоянии, близком к аффекту. На фоне чего предпринимаются странные действия. Неправильная оценка последствий дорожно-транспортного происшествия становится причиной необходимости отмены европротокола.
Рис. 1 Статистика использования упрощенной схемы оформления ДТП
к оглавлению ↑
Причины для обжалования европротокола. Когда требуется?
Европротокол – это самостоятельно принятое решение водителя о признании себя правым либо виноватым. Потому изначально не предполагалось обжалование, признание не действительным. Желание быстрее оформить ДТП нередко становится причиной дальнейших проблем. Важно взвешено принимать решения.
Виновник происшествия обязан оплатить ремонт, расходы пострадавшего – не покрываемые страховой компанией (лимит составляет 50 тыс. рублей в 2018 году). В этом и кроется главная загвоздка: стоимость компенсации устанавливается через некоторое время.
Рис. 2 Основания для обжалования
Часто отмена протокола требуется в следующих случаях:
- виновник может не желать отдавать деньги страховой – предъявляющей регрессивные требования;
- сумма превышает расходы на восстановление автомобиля пострадавшего в ДТП.
Важно: для принятия к рассмотрению судом искового заявления должна быть указана обоснованная причина отмены протокола.
Законодательством предусмотрены следующие основания:
- допущены грубые ошибки (присутствуют исправления либо вовсе отсутствует обязательная информация);
- затруднено либо невозможно распознать информацию с бланка европротокола;
- страховой полис у второй стороны происшествия отсутствует, просрочен либо вовсе поддельный;
- непосредственно в акте ДТП присутствуют разногласия участников;
- применялось насилие, психологическое давление при составлении.
Рис. 3 Перечень обязательных условий для составления европротокола
Ещё одна частая причина – не выполнены условия упрощенного оформления дорожно-транспортного происшествия. Имеется небольшой шанс доказать в суде, что одна из сторон предоставила недостоверные данные о стоимости ремонта, ввела в заблуждение.
Под данным термином понимается:
- неправильная трактовка обстоятельств;
- непонимание предмета свершения сделки.
Подробно вопрос рассматривается в ст.№178 ГК РФ. Но нужно отметить: шанс отменить упрощенное оформление ДТП на данном основании, при отсутствии грубых ошибок, практически отсутствует.
к оглавлению ↑
Порядок действий
Существует определенный алгоритм обжалования. Регулируется он ст.№166 Гражданского кодекса РФ.
Стандартная процедура включает в себя:
- сбор необходимой информации, привлечение свидетелей и подготовка остальной доказательной базы;
- оформление искового заявления в суд;
- составление ходатайства и подача его в арбитражный судебный орган;
- назначается заседание – необходимо его посетить;
- выносится процессуальное решение.
Нужно отметить: государственную пошлину по такому разбирательству оплачивать не требуется.
к оглавлению ↑
Какие документы нужны?
Важно подготовить все необходимые документы. Стандартный перечень включает в себя:
- исковое заявление;
- извещение с места дорожно-транспортного происшествия.
Перечисленные ниже бумаги – доказательная база. Все они принимаются во внимание судьей, важно ответственно подойти к сбору документов.
Перечень включает:
- оформленные в письменной форме показания свидетелей;
- результат медицинского освидетельствования, обследования (подтверждающий наличие травм либо состояние наркотического, алкогольного опьянения);
- уведомление о недействительности страхового полиса на момент возникновения аварии.
Доказательная база – приложение, все документы должны быть пронумерованным списком отражены в ходатайстве.
к оглавлению ↑
Куда нужно обращаться?
Для обжалования обращаться необходимо:
- за предварительной юридической консультацией – самостоятельно подготовить документы, при отсутствии опыта, затруднительно;
- в арбитражный суд – именно этот орган занимается разбором дел, связанных с экономическими спорами (к этой категории относится обжалование европротоколов).
Обращаться имеют право:
- непосредственно участники дорожно-транспортного происшествия;
- законные представители – на основании нотариально заверенной доверенности;
- другие заинтересованные лица.
Нет необходимости составлять досудебную претензию. При обнаружении оснований для признания документа не действительным допустимо сразу подавать иск. Что существенно сокращает время разбирательства.
к оглавлению ↑
Сроки рассмотрения
Немаловажный фактор, особенно для торопливых водителей, является срок принятия решения. Регулируется данный вопрос специальным документом: ст.№152 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Согласно п.1 данной статьи дело должно быть рассмотрено в течение 3 месяцев (требование действительно для суда первой инстанции).
п.2 данной статьи гласит, что срок может быть увеличен до 6 месяцев. Но лишь при наличии достаточного основания. Нужно помнить о сроках обжалования – с момента заключения сделки должно пройти не более 12 месяцев. Именно столько составляет период исковой давности по делам этого рода.
к оглавлению ↑
Судебная практика
За мелкую аварию доплатят. Верховный суд занялся автостраховкой
Европротокол можно оспорить и потребовать доплаты, а неправильно введенные данные не делают полис ОСАГО недействительным. Таковы выводы Верховного суда РФ.
Пленум ВС РФ рассмотрел проект постановления об автостраховке.
Как сообщил корреспонденту «РГ» секретарь Пленума ВС Виктор Момотов, создана редакционная комиссия, и предполагается, что уже на следующей неделе, после внесения правок, это постановление будет принято.
По его словам, прежнее постановление, принятое еще в 2015 году, сейчас устарело. За это время в законодательство об ОСАГО было внесено множество правок. Появился электронный полис, введено натуральное возмещение ущерба в виде направления на ремонт.
Кроме того, на рынке автоюристы стали активно использовать злоупотребление правом. То есть, когда человек переуступает свое право требования неким автоюристам, которые уже потом в судах «зарабатывают» на страховых компаниях.
Всему этому и посвящен новый документ. Но начнем с Европротокола — оформления мелких аварий без вызова ГАИ. До сих пор считалось, что если два водителя на дороге оформили Европротокол, то в дальнейшем пострадавший получит не более 50 тысяч рублей и более ни на что он претендовать не может. Тем более что кроме извещения о ДТП у него ничего на руках нет.
Однако Верховный суд посчитал, что это не так. Он решил, что Европротокол — это соглашение о возмещении убытков. И как любое соглашение оно может быть обжаловано.
Если, например, пострадавшего ввели в заблуждение, а то и заставили подписать Европротокол, он может обжаловать его в суде. И если суд признает это соглашение недействительным, то в гражданском порядке можно взыскивать с виновника деньги, необходимые на ремонт.
Но именно к виновнику. Страховщик, выплатив по Европротоколу все положенное, свои обязанности по этому случаю выполнил.
А к страховщику за доплатой потерпевший может обратиться только за возмещением вреда здоровью. Но при условии, что об этом на момент предъявления требований он не знал.
Если пострадавшего ввели в заблуждение или заставили подписать Европротокол, он может обжаловать его в суде
Довольно часто, при оформлении электронного полиса ОСАГО, граждане указывают недостоверные сведения. Кто-то — сознательно, чтобы снизить стоимость полиса, а кто-то по ошибке. Как правило, итог плачевный. В случае аварии страховщик либо отказывает в выплате, утверждая, что полис недействительный, либо выплатив пострадавшему, выставляет счет владельцу такого полиса.
Верховный суд указал, что предоставление недостоверных сведений — не основание для признания договора незаключенным. И не освобождает страховщика от возмещения ущерба при наступлении страхового случая.
Однако при наступлении страхового случая страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере страховой выплаты, а также взыскать с него ту разницу в стоимости полиса, которую он сэкономил.
Но если недостоверные данные выявлены до наступления страхового случая и гражданин уже компенсировал разницу в стоимости полиса, то никаких регрессных требований к нему страховщик предъявить не сможет.
Также Верховный суд определил, кто и в какой очередности может претендовать на страховую выплату в случае смерти пострадавшего. В первую очередь эта выплата положена нетрудоспособным лицам, состоявшим на иждивении умершего или ко дню его смерти имевшим право на получение от него содержания.
А именно, ребенок умершего, родившийся после его смерти, один из родителей или супруг, либо другой член семьи, которые не работают и заняты уходом за находившимися на иждивении у погибшего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими 14 лет.
Также претендовать на выплату может лицо, состоявшее на иждивении умершего и ставшее нетрудоспособным.
Если таковых нет, то выплату получат супруг, родители или дети потерпевшего. Это, так сказать, вторая очередь.
Также претендовать на выплату — третья очередь — могут иные граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если у него не было своего дохода.
Владимир Баршев Российская газета — Федеральный выпуск №7457 (291)