Минздрав предложил ввести удалённый медицинский осмотр для водителей вышедших в рейс
С 1 января 2022 года в России изменится порядок прохождения медицинской комиссии при сдаче на права или их обмене. Что нового ждет водителей и как будет выдаваться медсправка, читайте в материале.
Когда будет нужна водительская медицинская справка в 2022 году
Как и сейчас, в следующем году, водителю нужно будет предоставить в автоинспекцию справку о пройденном медосмотре, если он:
- впервые получает права и собирается сдавать экзамены;
- меняет права в связи с окончанием срока действия;
- возвращает права после лишения по статьям, связанным с нетрезвым вождением;
- его здоровье значительно ухудшилось, что может повлиять на безопасность вождения;
- открывает в удостоверении новую категорию;
- работает водителем и должен ежегодно проходить медосмотр.
Другие ситуации, когда права меняются в связи со сменой фамилии водителя, утерей или порчей документа, не требуют предоставления медсправки.
Также читайте: Замена водительского удостоверения в 2021 году: подробная инструкция
Каких врачей нужно будет пройти, чтобы получить медсправку для водителей
Водительская медкомиссия в 2022 году не претерпит больших изменений. Она по-прежнему будет включать следующих специалистов:
- Офтальмолога, который проверит остроту зрения и определит, требуется ли водителю ношение контактных линз или очков.
- Психиатра, который проверит наличие психических отклонений у водителя.
- Психиатра-нарколога, который выявляет наркотическую или алкогольную зависимость.
- Терапевта или врача общей практики, который изучит заключения других специалистов и вынесет вердикт, можно ли водителю управлять транспортом. Если терапевт посчитает нужным, он отправит водителя к неврологу.
- Невролога проходят в обязательном порядке водители, получающие удостоверение C, D, CE, DE, Tm, Tb категорий и подкатегорий C1, D1, C1E, D1E. Невролог проведет осмотр на наличие заболеваний нервной системы и, если посчитает нужным, отправит на электроэнцефалографию (ЭЭГ), чтобы проверить патологии функционирования головного мозга.
Справки для водителей по-прежнему будут выдавать медицинские учреждения, имеющие лицензию на водительский медосмотр. Нарколога и психиатра, как и сейчас, можно будет пройти только в наркологических и психоневрологических диспансерах по месту регистрации или пребывания водителей.
Если сейчас цена медсправки для водительских прав варьируется от 2 500 до 6 000 рублей, то с нового года ожидается подорожание в два-три раза за счет нового требования – обязательной сдачи анализа мочи и крови для всех водителей. Сейчас на анализы отправляют только тех водителей, которых нарколог-психиатр подозревает в алкоголизме или употреблении наркотиков.
Также читайте: Доверенность на управление автомобилем: когда нужна и от чего уберегает
Зачем придется сдавать анализы крови и мочи
Эти анализы покажут, есть ли в крови и моче водителя запрещенные вещества и в каком количестве. Если исследования выявят алкогольную или наркотическую зависимость, водителя не допустят к управлению автомобилем.
Анализ крови покажет наличие карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT), свидетельствующего о хроническом алкоголизме. Его концентрация не должна превышать 1,2%. При более высоком показателе водителя отправят в стационар на обследование.
Исследование мочи будет проводиться следующим образом:
- На первом этапе, обязательном для всех водителей, будут выявлять в моче психоактивные вещества и их производные, говорящие об употреблении наркотиков и психотропных веществ.
- Если анализ окажется положительным, водителя направят на второй этап обследования в диспансер.
- В условиях стационара водителя тщательно обследуют на заболевания наркоманией и алкоголизмом.
- Если результаты анализов окажутся спорными, решение будет принимать врачебная комиссия.
Отметим, что обязательный анализ мочи и крови для всех водителей хотели внедрить еще 22 ноября 2019 года. Стоимость медсправки, по мнению экспертов, тогда должна была взлететь в два-четыре раза. Новость встревожила автомобилистов. Они бросились в наркодиспансеры, чтобы получить справки по старым правилам и ценам.
Вскоре правительство отложило намеченные нововведения до 1 июля 2020 года, а затем и до 1 января 2022 года. Отсрочку законодатели взяли для того, чтобы найти более дешевые альтернативные методики выявления алкоголизма и наркомании у водителей и не допустить существенного роста цен на справки.
Поскольку стоимость медсправки для водительских прав с наркологом и психиатром существенно возрастет, водителям, которым предстоит замена или получение прав (либо дополнительных категорий) в 2022 году, можно пройти медосмотр до 1 января. Справка будет действовать 12 месяцев.
Ирина Джиоева
*** Статья авторская. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Как вы считаете, повысят ли нововведения безопасность на дорогах? Поделитесь своим мнением в х.
Дистанционные медосмотры для водителей предлагают ввести в Минздраве России
Российская трехсторонняя комиссия, занимающаяся регулированием социальных и трудовых отношений, несколько дней назад получила очередной законопроект, который необходимо в ближайшее время рассмотреть. Проект подразумевает внесение некоторых изменений на уровне Трудового кодекса в вопросах охраны здоровья граждан РФ.
Внесенный на рассмотрение проект содержит перечень мер, которые необходимо ввести для проведения осмотров водителей медицинского характера удаленно перед и после окончания рейса.
Что нового предложил ввести Минздрав в закон?
Инициативная группа, представляющая интересы Минздрава, подготовила в законодательство ряд поправок.
В предложении говорится об организации на предприятиях, связанных с автомобильным транспортом внедрить необходимые условия для осуществления удаленных медосмотров перед и после рейсов.
Проверять предполагается каждого водителя перед приемом и сдачей смены. Одинаковая проверка должна касаться отдельных рейсов и смен.
Обеспечение такого рода проверки здоровья водителей ведомство предлагает с помощью современных технических и медицинских средств, которые направлены на контроль, регистрацию и последующую передачу информации удаленно в медцентры, и прием на этот счет заключения специалиста медика. Эти данные были прописаны в пояснительной записке к проекту.
Нужно ли и целесообразно вводить обязательный водительский медосмотр удаленно?
Вячеслав Лысаков, являющийся представителем Госдумы, считает, что такой механизм осмотров внедрить пора уже давно. Благодаря этому можно повысить в разы безопасность на российских дорогах.
Введение осмотра водителей дистанционно поможет в разы ускорить данную процедуру. К примеру, микрокомпании компании, предоставляющие услуги такси, вынуждены обращаться в государственные или частные медцентры для проведения специалистами осмотра своего персонала. Это занимает много времени.
Важным и хорошим фактором после принятия предложенных поправок является снижение коррупции, которая происходит повсеместно, когда медучреждения выдают водителям справки без проведения осмотра.
Лысаков заявил, что сейчас есть современные переносные устройства, которые позволяют осуществлять освидетельствование водителей. Они снимают и передают полученные данные о состоянии человека соответствующему специалисту, который принимает решение выходить ему в рейс, смену или нет.
Добавьте Интересную Россию в избранное
Минздрав предложил ввести удалённый медицинский осмотр для водителей вышедших в рейс
В Минздраве подготовили указ, который должен изменить порядок осмотра водителей. Если его примут, то изменения будут внесены в Закон об охране и здоровья населения, а также в Трудовой кодекс. Рассмотрением изменений займётся трёхсторонняя комиссия уже в будущий понедельник 27 июля. Так, в Министерстве здравоохранения предлагают заочно консультировать водителей перед началом их рейса и по его завершению.
Благодаря принятым изменениям, внесённым в федеральный закон, будет разрешено проводить осмотр водителей перед началом рабочего дня, перед выходом на смену или перед началом рейса. Подобные манипуляции можно будет выполнять и по возвращении водителей.
Водитель под контролем медработника проведёт все манипуляции, а показания передаст доктору. Такая мера призвана улучшить ситуацию на дороге и защитить граждан от аварий, связанных с ухудшением состояния здоровья водителей.
И если на крупных предприятиях работает медицинский работник, осуществляющий контроль, то в частных организациях этого нет. Следовательно, нет уверенности в том, что шофёр заступает в рейс в трезвом состоянии и при хорошем самочувствии.
Об этом заявил Вячеслав Лысаков первый зампред Комитета по государственному законодательству и строительству.
Конечно, таксист, как и любой другой водитель, занимающийся перевозкой, должен иметь справку о состоянии здоровья, и имеет её, но где гарантии в их подлинности.
Лысаков убеждён, что многие водители просто покупают себе «липовые» справки для галочки. Подобную ситуацию можно и нужно решать. Такого же мнения придерживается и Александр Сафонов проректор финансовой академии при правительстве России.
Чтобы измерить давление, проверить работу сердца или установить в трезвом ли состоянии находится водитель, не нужно закупать какое-то особое оборудование. Конечно, врач на предприятии – это дополнительный плюс, но это непредвиденные расходы, которые многие малые предприятия не могут себе позволить.
Отправлять водителей в поликлинику – это время и деньги. Дистанционная же передача показаний – возможность гарантировать, что выезжая, водитель чувствует себя хорошо, о чем будут свидетельствовать медицинские показания. Кроме этого, все показания могут храниться в специальных базах или карточках и в случае ДТП, могут быть прикреплены к делу.
Для водителей решили ввести дистанционный предрейсовый медосмотр — МК
Возможно, уже в ближайшие годы в России появится дистанционный предрейсовый медосмотр для водителей такси, автобусов, большегрузов, а также для машинистов и операторов другой сложной техники.
Технологии телемедицины позволяют проводить такие осмотры даже в отдаленных районах, притом более объективно, чем раньше, уверяют в Минздраве. Это может привести к отстранению от работы до 20% водителей, считают транспортники.
Но цифровизаторов это не останавливает: безопасность превыше всего.
— Существует серьезная проблема: в рейс часто выходят водители, которые не могут управлять транспортными средствами, — отметил на заседании комиссии Общественной палаты Александр Воронцов, заведующий юридической клиникой института права и управления Тульского государственного университета. — Традиционная система медосмотров не действует, поскольку не везде возможно ее организовать. В результате, например, только автомобили такси с начала года попали в 694 ДТП. Есть необходимость дистанционно проводить пред- и послерейсовые медосмотры, причем без ухудшения их качества.
По словам Воронцова, особенно высока актуальность таких осмотров в жару, когда температура в некондиционированных автомобилях может достигать 50 и более градусов. Здоровый человек может такое выдержать, а при наличии проблем с сердцем и сосудами это опасно. Должен быть механизм медотвода от дальнейшего управления транспортным средством, причем без потери в зарплате, констатировал эксперт.
— Соответствующий законопроект внесен Правительством РФ, — отметил Максим Некрасов, замдиректора Департамента охраны общественного здоровья, коммерческой и эксплуатационной деятельности Минздрава РФ.
— Он содержит поправки в законы о безопасности дорожного движения, об электроэнергетике, о железнодорожном транспорте, об охране здоровья граждан и некоторым другим. Основная цель проекта — обеспечить возможности для работодателей удобно проводить предсменные и предрейсовые медосмотры.
Кроме того, технологии телемедицины позволяют использовать в работе статистику, результаты ранее проведенных медосмотров.
По словам чиновника, нормативы по проведению медосмотров с использованием медицинской техники передачи данных имеются, министерство планомерно работает над этим. Телемедицина дает возможность проводить квалифицированные медосмотры и в отдаленных районах.
Другие участники «круглого стола» обратили внимание на особенности применения действующих норм в России.
Так, типичной для перевозчиков является ситуация, когда одному водителю выдают сразу два путевых листа — на две смены, поскольку законодательство не допускает длительной непрерывной работы.
Один из путевых листов, оформленный «на будущее», нельзя показывать проверяющим инспекторам ДПС, пока действует первый.
— При традиционных осмотрах процент недопуска был около 1% водителей, — отметила замдиректора по персоналу «Мострансавто» Екатерина Гайда.
— Но как только перешли к освидетельствованию при помощи аппаратных комплексов, уровень недопуска вырос до 20%! Это потребовало экстренных мер: чтобы вернуть водителей к трудовому состоянию, мы обращались к врачам.
У нас нет и не было цели забраковать сотрудников, но необходимо вернуть их в состояние, нужное для плодотворной и безопасной работы.
Повысить безопасность движения можно будет и путем применения электронных путевых листов, отметила Гайда. Представители других транспортных предприятий на «круглом столе» привели и другие цифры — около 40% водителей в результате аппаратных медосмотров получают недопуск по гипертонии. Чаще всего их удается привести в норму путем медикаментозной терапии.
Как рассказали разработчики системы, один из вариантов телемедосмотров — специальные кабины, напоминающие фотобудки.
Там замеряется сразу несколько параметров самочувствия водителей — в частности, артериальное давление и наличие паров алкоголя в крови. Испытания уже показали, что сплошной медосмотр обнаруживает остаточный алкоголь у 4–5% водителей.
Правда, по мере привыкания к новым правилам игры процент отстраняемых по этой причине от вождения снижается до приемлемых цифр, около 1%.
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28584 от 21 июля 2021
Заголовок в газете: Шоферы под цифровым колпаком
Выводим водителей из теневого рынка // Минздрав России выступил с инициативой о проведении медосмотров водителей наземного транспорта и такси с помощью телемедицины
В настоящее время порядок проведения предсменных предрейсовых и послесменных послерейсовых осмотров водителей наземного транспорта и такси регулируется Приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 года № 835н. Необходимость организации и проведения предварительных и периодических медосмотров работников закреплена и трудовым законодательством (ст.
212, 213 ТК РФ). На практике медицинские осмотры водителей реализуются фиктивно, в большинстве случаев, особенно в такси, система сведена к выставлению отметок в путевых листах, без проведения реальных осмотров.
Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова называет текущую законодательную базу несостоятельной и поддерживает новую инициативу Минздрава России об изменении порядка проведения медосмотров, применения телемедицины и внесения поправок в Трудовой кодекс РФ.
По ее словам, телемедицинские технологии выведут систему медицинских предрейсовых и послерейсовых осмотров из теневого рынка. А также сделают саму процедуру прохождения водителями медицинских осмотров более прозрачной.
Согласно положениям Приказа № 835н водители должны проходить предрейсовые (предсменные) и послерейсовые (послесменные) медицинские осмотры. То есть нормативный документ направлен на выявление признаков медицинских состояний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей.
Фактически это допуск водителя к выходу на рейс и устранение потенциальной опасности дорожно-транспортного происшествия.
Содержание нормативного документа во многом повторяет Инструкцию о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утвержденную Приказом СССР от 29 сентября 1989 года № 555, и особой актуальности он в себе не несет.
Кроме того, действующий Приказ распространяется не только на водителей автотранспортных средств, но также и на работников, занятых на подземных работах, это означает, что он не является целенаправленным.
Результаты обследования водителей до выхода на линию и по возвращению вносятся в журналы на бумажном носителе.
Страницы журналов, согласно изложенным требованиям Приказа, просты в понимании (прошивка, нумерация, скрепление печатью организации) и не требуют комментариев медицинского юриста.
Данный формат ведения журналов используется с советских времен, это формат, когда медицинский работник проводит очный прием, снимает на личном приеме показания состояния здоровья (измеряет давление, температуру и другие показатели) и фиксирует это в бумажной документации.
Приказом оговорено ведение журнала в электронном виде с заверением усиленной квалифицированной электронной подписью. Такое требование, конечно, ближе к формату цифровых медосмотров, но в полной мере не отражает сущность прохождения водителями медицинских осмотров с применением телемедицинских технологий.
Выпуск водителя на линию, включая взаимодействие с диспетчером, медицинским работником и контролером (механиком), занимает в общей сложности 30–40 минут.
Отдельно Ирина Зарипова обращает внимание, что контролер (механик) проводит проверку автомобиля на предмет технических неисправностей и уточняет: «Если проверенный автомобиль попадает в ДТП в связи с технической неисправностью, на механика может быть возбуждено уголовное дело».
При проведении проверки в таксомоторном или транспортном предприятии контрольно-надзорными органами инспектору предоставляется журнал выданных путевых листов и журнал медицинских осмотров. Проверяющий де-факто проводит визуальную оценку журналов и проверку подписей водителей и медработников.
Общественный совет по развитию такси считает такие проверки избыточными и неэффективными и приравнивает их к административным барьерам.
В качестве решения Совет предлагает проводить проверку в удаленном режиме через единый сервис, который позволит в режиме реального времени отслеживать, сколько водителей вышло на рейс, кто выпустил работника на рейс и с какими медико-физиологическими характеристиками он был допущен, в частности давлением, сколько часов находился в смене конкретный водитель и где сейчас он находится. Таким образом, как отмечает Ирина Зарипова, контроль за реальными данными в онлайн-режиме является более эффективным способом, чем визуальная проверка бумажных журналов. Кроме того, срок хранения путевых листов составляет 5 лет, и многие предприятия используют целые комнаты для хранения, а в случае применения современных технологий информацию об осмотре водителя можно хранить на небольшом компьютере или на облачном сервисе.
Текущая ситуация с медицинскими осмотрами создает административный барьер для многих водителей, оформленных в статусе индивидуальных предпринимателей, в том числе с применением специального режима налогообложения «самозанятый», так как такому водителю необходимо заключать договор с медицинской организацией на проведение осмотров и каждый день ездить в это медицинское учреждение. Принятие законопроекта способно сделать медицинские осмотры для таких водителей более доступными за счет сети публичных точек, и необходимость стоять в очередях медучреждений будет исключена. «Удаленный медосмотр поможет сделать работу самозанятых водителей более прозрачной, а также избежать фиктивных медицинских осмотров, кроме того, вся история состояния водителя сможет в случае отклонений выявить болезни на ранней стадии. Легализация водителей такси должна сопровождаться созданием прозрачных условий всех необходимых процедур для осуществления деятельности», — отмечает Ирина Зарипова.
Ранее со стороны агрегаторов такси предпринимались самостоятельные попытки по автоматизации контроля за работой водителей такси и введению ограничений для водителей, которые превысили нормо-часы за смену.
Их идея и заключалась в том, чтобы автоматизировать процесс, не меняя законодательство.
Это привело к обсуждению на уровне правового регулятора вопроса о введении алгоритмов обмена информацией о часах работы водителей, которая бы помогла в автоматическом режиме ограничивать водителей от заказов. Теперь данная инициатива подлежит обсуждению на уровне парламентариев.
Новый разрабатываемый законопроект Минздравом России оставляет за работодателем право выбирать порядок проведения медицинского осмотра: проведение очного медицинского осмотра или с применением телемедицинских технологий.
Одной из ключевых идей удаленных медосмотров является автоматизация. В случае выбора дистанционного прохождения осмотра дополнительным средством контроля могут послужить выборочный очный осмотр.
В настоящее время отметки в путевых листах, которые поставлены с помощью телемедицины, считаются инспекторами недействительными.
Более подробно проблема медицинского освидетельствования водителей обсуждалась 15 апреля в общественной организации «Деловая Россия» с участием представителей Минздрава, Госдумы, общественных объединений, в том числе Общественного совета по развитию такси.
Минздрав, по сути, предлагает ввести систему электронных путевых листов. Версия нового законопроекта и поправок в Трудовой кодекс будет представлена после завершения этапа общественных слушаний.
В настоящее время нормативный документ на разработке.
Пресс-релиз
Больное видится на расстоянии: Минздрав предложил ввести заочные медосмотры
Контроль опьянения и состояния здоровья водителей такси, автобусов и другого транспорта можно доверить приборам и проводить дистанционно, полагают в Минздраве.
Специалисты ведомства разработали законопроекты, позволяющие проводить предрейсовые медосмотры удаленно, выяснили «Известия».
Какая техника и каким образом будет для этого использоваться, пока неясно: в Минздраве обещают выпустить отдельный акт, где это будет расписано. Пока что же под формулировки законопроектов подходят даже «умные часы», указывают эксперты.
Прибор вместо врача
Поправки в Трудовой кодекс и закон об «Основах охраны здоровья граждан в РФ» Минздрав направил на рассмотрение в Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве.
«Известия» ознакомились с письмом за подписью заместителя министра Олега Салагая.
В документе чиновник просит специалистов института «рассмотреть указанные законопроекты и при отсутствии замечаний согласовать в возможно короткий срок».
Министерство предлагает внести в законодательство норму о том, что обязательные медосмотры водителей в начале и в конце рабочего дня допускается проводить «с использованием технических средств, в том числе медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников». Из текста законопроекта и пояснительной записки неясно, о каких именно приборах идет речь, и нужно ли медицинское образование для анализа данных. Особенности использования технических средств будут установлены отдельным актом ведомства, следует из текста законопроекта.
В пояснительной записке уточняется, что возможность проводить медосмотры дистанционно не отменяет традиционных очных обследований. Изменения заработают с момента принятия проектов федеральных законов, также уточнено в документе.
Сейчас проект проходит согласование с заинтересованными ведомствами, и комментарии преждевременны, заявили «Известиям» в пресс-службе Минздрава. Редакция также направила запрос в Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве.
Справка «Известий»
Действующий сегодня порядок медосвидетельствования водителей предусматривает, что его проводят очно — либо в специализированной организации, имеющей лицензию, либо этим занимается штатный медик с высшим или средним образованием.
Утвержденный Минздравом порядок подразумевает две группы задач: выявление признаков опьянения или его остаточных явлений (в том числе с помощью лабораторных и инструментальных исследований) и общее состояние здоровья. При проверке последнего водителя спрашивают о жалобах, осматривают его, измеряют температуру, давление, пульс.
Наперегонки с депутатами
Ранее дистанционные медосмотры водителей предлагали ввести депутаты Дмитрий Савельев (ЛДПР) и Игорь Ананских («Справедливая Россия») — соответствующий законопроект был внесен в нижнюю палату парламента 15 июня.
Документ предполагал проведение осмотров с помощью технологий телемедицины.
Если такое обследование покажет, что в состоянии здоровья водителя есть отклонения, в том числе признаки употребления алкоголя или наркотиков, предполагалось направлять водителя на очный медосмотр и химико-токсикологическое исследование.
В законопроекте Минздрава предлагается использовать «технические средства», а в документе от депутатов — «дистанционный медосмотр с использованием телемедицины», обратила внимание доцент кафедры управления человеческими ресурсами РЭУ имени Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец.
— Разница в том, что телемедицина предполагает участие медицинского работника, хоть и дистанционное. А автоматический контроль — нет. Конечно, есть риск, что система будет получать недостоверные данные, и это угроза безопасности. С другой стороны, сейчас и очные медосмотры часто проводятся формально, — рассуждает эксперт.
В целом же логика обоих законопроектов одинакова, полагает член генерального совета «Деловой России» Алим Бишенов. Не исключено, что в некоторых компаниях к традиционному медицинскому осмотру шоферов добавится регулярное удаленное медицинское освидетельствование.
— Скорее всего, на практике это будет выглядеть как установка датчиков на рабочем месте водителя, которые будут считывать основные показатели здоровья. Наиболее вероятно, это будут показатели пульса и дыхания, что позволит предотвратить аварии и сохранить человеческие жизни, — предположил эксперт.
Впрочем, какие именно приборы могут использоваться, без дополнительного разъяснения Минздрава пока непонятно, отметил он.
Из редакции законопроекта получается, что это может быть что угодно: под определение «технические средства» подходят даже «умные» часы и несертифицированные алкотестеры, считает Алим Бишенов.
Для перевозчиков новация может обернуться дополнительными издержками и стать причиной роста цен, отметил эксперт.
Дистанционный формат мог бы сделать прохождение медосмотров более комфортным, считает проректор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов.
— Например, сейчас водители такси агрегаторов или небольших компаний не могут организовать медосмотры на собственной территории. У них нет необходимых средств, компетенций и персонала для этого.
Отправка персонала в специализированные организации может занимать значительное время.
Внедрение технических средств дает возможность по-новому организовать систему реального мониторинга здоровья работника и сократить расходы средств и времени для его реализации, — считает эксперт.
В апреле депутаты Госдумы от «Единой России» предлагали завершить работу над законопроектом о дистанционном медицинском осмотре для водителей. Об этом говорилось в официальных предложениях фракции по итогам встречи с премьер-министром Михаилом Мишустиным. Закон о дистанционном обследовании необходим из-за дефицита медицинских кадров, поясняли единороссы.
Минздрав предложил разрешить дистанционные медосмотры для водителей такси, грузовиков и автобусов
Минздрав направил в Правительство России законопроект о применении телемедицинских технологий для осмотра перед рейсом водителей такси, автобусов и грузовиков.
Сейчас дистанционные медицинские осмотры вообще отсутствуют в нормативной базе. Если Госдума примет законопроект, появится такая опция, как «проведение медицинских осмотров с использованием дистанционных медицинских комплексов».
Это позволит узаконить их использование, а также, по расчетам Минздрава, на 20 процентов снизить аварийность на дорогах.
Главный специалист-профпатолог Минздрава Игорь Бухтияров рассказал «Доктору Питеру» о том, насколько реально применять новые технологии в транспортной отрасли и какие вопросы еще только предстоит решить.
Игорь Бухтияров
Главный специалист-профпатолог Минздрава
— Какие параметры состояния здоровья реально можно оценить с помощью систем медицинского контроля?
— Есть параметры, которые точно можно проверить и проконтролировать дистанционно — это частота сердечных сокращений, артериальное давление, пульс, показатели наличия алкоголя и некоторых наркотиков в крови по выдыхаемому воздуху.
Но есть ряд предложений, которые пока не прошли научного подтверждения и экспертизы. Например, оценка приема наркотиков по состоянию зрачков. Такая методика применялась на предприятиях по разработке химического оружия, но оценка в данном случае зависит от световой обстановки, адаптации глаза и т.д.
, да и действует только на один класс химических веществ. Есть еще ряд подобных моментов.
Но, на мой взгляд, сейчас главное — это ввести достаточно твердый и стандартизированный подход к средствам дистанционного мониторирования, чтобы они при регистрации в Росздравнадзоре соответствовали определенным требования по комплектации, точности измерения, погрешности. Сейчас это соблюдается далеко не везде.
— Но ведь даже измерение артериального давления электронными тонометрами долгое время не признавалось врачами?
– Пора признать, что не только в домашних условиях, но и в медицинских учреждениях сегодня практически все врачи пользуются автоматизированными приборами для измерения артериального давления и давно отказались от «стрелочных» тонометров.
Хотя действительно еще несколько лет назад была бурная дискуссия о новых устройствах, которые на электронном табло показывают верхнее, нижнее артериальное давление и пульс. Но все поняли, что это объективные показатели, а оцифрованные данные можно сохранить и передать.
Кроме того, это устраняет человеческий фактор на момент измерения.
И первый опыт внедрения таких систем в рабочих коллективах показал, что при первичном использовании электронного тонометра при проведении предсменного осмотра, 25–30% работников формально должны были быть не допущены к работе из-за существенного повышения артериального давления и пульса.
На примере измерения давления мы видим, что телемедицина положительно себя зарекомендовала. Поэтому мы и хотим масштабировать опыт пилотных проектов, и предложить всем транспортным предприятиям проводить медосмотры с помощью телемедицины.
— Почему выбрана именно транспортная отрасль?
— Потому что в ней упущенное заболевание напрямую влияет на повышенный риск возникновения аварии на дороге.
— Какие-то предприятия уже проводят телемедицинские осмотры работников?
— Да, есть крупные компании, например, Мосгортранс — они используют дистанционные технологии в рамках действующего правового поля.
— Как это происходит на практике?
— Есть медицинские комплексы, которые имеют лицензию как дистанционные комплексы мониторирования, и в них проводятся медосмотры.
Но при них параллельно работает медицинский персонал — фельдшер или врач, сейчас без этого никак.
А когда будут приняты наши законодательные инициативы по телемедицине для водителей, медработников можно будет привлекать только для принятия решений в случае отклонения медицинских показателей работника от нормативов.
— Если водитель проходит освидетельствование, а потом происходит ДТП, при котором выясняется, что были проблемы со здоровьем, то какие могут быть последствия?
— Давайте посмотрим на другие сферы транспорта, где уже есть какая-то статистика. Например, на железной дороге каждый год несколько человек умирает на рабочем месте при том, что все работники, в том числе, машинисты проходят обязательный медосмотр.
Риски таких инцидентов остаются всегда, но после того, как были внедрены системы глубокого кардиологического обследования, удалось существенно снизить количество подобных случаев. Так и здесь — если произошло ДТП, сразу изымает документация о том, как водитель проходил медосмотры.
За счет использования новых технологий будет создана электронная база, которая позволит быстро выяснить связана ли причина конкретного ДТП со здоровьем водителя.
И если окажется, что связана, то в будущем мы сможем больше внимания обращать на некоторые факторы и корректировать методику, чтобы снизить количество происшествий.
Вообще, выявлять системные параметры здоровья работников начали не сегодня.
Еще в 1913 году Союз страховщиков России выпускал открытки, в которых говорилось о том, что пик травматизма на производстве приходился на понедельник и пятницу, а со вторника по четверг отмечалось снижение.
С чем связана такая закономерность? В понедельник — с употреблением алкоголя накануне, а в пятницу — с нарастающим утомлением. С помощью современных приборов контролировать здоровье работников намного проще, согласитесь.
— Но для работы водителей важны не только медицинские показатели, но и степень усталости, например…
— В этом как раз сложность профессиональной медицины, потому что надо оценивать не только состояние здоровья, но и профпригодность, способность работать. И здесь необходимо искать компромисс.
Некоторые задачи, которые напрямую с медициной не связаны, сейчас решает Минтранс, в частности, это установка мониторов усталости и средств контроля психофизиологического состояния водителей. Но они плохо поддаются нормированию, поэтому чаще всего по ним нельзя принимать юридически значимые решения о пригодности или непригодности работника.
В ряде особо опасных сфер — например, в ядерной энергетике — такие решения принимаются, но это закреплено федеральным законодательством и есть соответствующие нормативные документы Минздрава.
— Где работник сможет проходить обследование?
— Сейчас чаще всего действует линейная схема организации медосмотров. Что это значит? Когда крупное транспортное предприятие, например, таксопарк заключает договор с медицинской организацией или получает лицензию на свой медицинский кабинет.
Но такая схема не идеальна — у нас большое количество дальнобойщиков, они находятся в пути несколько дней и должны постоянно проходить медосмотры.
И транспортному предприятию, находящемуся, например, в Ростове, придется заключать договоры с медорганизациями в различных населенных пунктах, которые расположены по маршруту следования к Калининграду и любому другому пункту назначения в стране. Мы видим несколько путей решения этой проблемы.
Первый — установка в машине мобильных комплексов, терминалов. Второй — создание сети диагностических центров на заправках, парковках и других точках, непосредственно связанных с водителями.
При этом необходима сертификация самого комплекса, а у водителя должна быть возможность идентифицировать себя с помощью СНИЛС или другому документу. Должны быть созданы сети для передачи информации. Пока вопросы организации таких проектов на трассах еще не решены. Но я считаю, что проблема требует скорейшего решения, так как работа на транспорте — это область повышенного риска.
«Дышать в трубочку будет другой». Как шоферы объедут телемедицину — Газета.Ru
Чиновники предлагают проводить медосмотр водителей автобусов, грузовиков и такси перед рейсом при помощи телемедицины. Таким образом авторы инициативы надеются сократить количество смертельных ДТП на 20%. В свою очередь эксперты в разговоре с «Газетой.Ru» прогнозируют, что водители легко смогут обмануть новую электронную систему.
Минздрав направил в правительство законопроект, который предполагает введение в РФ процедуры удаленного проведения медосмотра – телемедицины. Она призвана искоренить практику нынешнего формального «бумажного» предрейсового контроля за состоянием здоровья водителей коммерческого транспорта (такси, автобусов и грузовиков), пишет «Коммерсант».
В документе сказано, что «с применением телемедицинских технологий» планируется проводить дистанционные проверки давления, пульса и содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе. По оценке Минэкономразвития, внедрение современных технологий при проведении водительских медосмотров позволит снизить смертность в ДТП с участием коммерческого транспорта на 20%.
Удаленный контроль не отменяет традиционных медосмотров водителей и не является обязательным для транспортных предприятий, следует из текста законопроекта. Право вводить или нет такую форму освидетельствования состояния здоровья своих сотрудников предлагается отдать самим предприятиям сферы перевозок.
- Председатель Межрегионального союза водителей-профессионалов Александр Котов соглашается с чиновниками, что существующий сейчас в логистических компаниях и у дальнобойщиков-частников предрейсовый медосмотр – это по сути фикция.
- «В СССР в штате любой автобазы обязательно была медсестра, которая проверяла состояние шоферов перед их выездом на линию.
- Сейчас предприятия, где есть собственные медики, контролирующие здоровье водителей, можно пересчитать по пальцам.
Перевозчики заключают соглашения с фирмами, имеющими лицензию на проведение таких медосмотров, их специалисты время от времени появляется на транспортном предприятии и пачками штампуют путевые листы», — объясняет в беседе с «Газетой.Ru» текущую практику проведения медосмотров Котов.
В тоже время расходы перевозчиков на проведение медпроцедуры сопоставимы с бюджетом небольшого города, убежден генеральный директор компании Dimeco (разработчик и поставщик телемедицинского оборудования) Евгений Сукрышев. По оценкам его фирмы, ежегодно на оплату услуг конторам, которые проводят медосмотр водителей, транспортники тратят примерно $1,2 млрд.
«Осмотр одного водителя по нынешней схеме обходится фирме в 40-60 рублей за рейс, переход на дистанционный контроль снижает эти затраты примерно в два раза», — оценил в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» Сукрышев.
Дальнобойщики неделями находятся в рейсе и просто физически не могут посетить врачей, отмечает Котов.
«Мы нередко наблюдаем картину, когда водитель в рейсе уходит в запой, например, во время длительного простоя из-за задержки погрузки. В каком состоянии он сядет за руль, когда ему придет заявка на новый груз, никому не известно», — поделился наблюдениями эксперт.
Удаленный медосмотр позволит решить эту проблему, считает председатель координационного совета межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист», член общественного совета при Минтрансе Андрей Попков.
Система дистанционного медосмотра предполагает, что на транспортных предприятиях и стоянках дальнобойщиков появятся аппаратные комплексы, которые будут измерять у водителей пульс, давление, температуру, определять наличие алкоголя в организме, объясняет профактивист.
«Показатели о состоянии здоровья автоматически попадут в центры обработки данных дежурным медикам, которые и станут принимать решение о допуске водителя в рейс.
Подтверждением того, что человек может сесть за руль, станет распечатка результатов удаленного осмотра с цифровой подписью врача, выдавшего этот допуск», — говорит Попков.
Впрочем, при желании водители найдут способы, как обойти систему дистанционного мониторинга их здоровья, уверен Александр Котов. Смотреть в камеру и вводить свои данные в систему будет один человек, а надевать на руку манжету тонометра и дышать в алкотестер будет кто-нибудь другой, рассуждает глава Межрегионального союза водителей-профессионалов.
«Сомневаюсь, что кто-то будет проверять, что именно этот водитель проходил удаленный медконтроль», — прогнозирует эксперт.
И уже точно идея обречена на провал, если вкладываться в эту систему придется перевозчикам, полагает он. Транспортные предприятия всеми способами стараются уменьшить свои расходы. Доходит до того, что во многих фирмах дальнобойщикам, получающим новый грузовик, приходится за свои деньги покупать себе обычные рации, отмечает Котов.