Кто возместит ущерб от ДТП, если не было видно знак: решение суда
Бесконтактное ДТП – будь то скрывшийся виновник или оставшийся на месте для оформления – практически всегда оборачиваются для владельцев пострадавших автомобилей ремонтом за свой счёт. А то и возмещением вреда другим потерпевшим.
Но так ли всё сложно и недоказуемо? В этом давайте разбираться! В статье выясним, какие основные препятствия возникают для доказательств вины и поиска скрывшегося истинного виновника аварии, как возмещается ущерб по ОСАГО, куда обращаться и подробно разберём судебную практику 2022 года по ДТП без касания.
Бесконтактные ДТП – в чём сложность?
Самые распространённые сценарии ДТП без соприкосновения автомобиля виновника с потерпевшим такие:
- пешеход выбежал на дорогу в неположенном месте, а водитель, уходя от столкновения с ним, врезался в другую машину, пешеход благополучно ушёл, водитель – виновник бесконтактного (с пешеходом) ДТП,
- «учитель» подрезал без соприкасания другое авто (двигавшееся, к примеру, в левом ряду при свободных правых), которое занесло, и оно ударилось в дорожные ограждения, столб, иные сооружения или автомобили,
- один резко перестроился, другой, пытаясь избежать столкновения, тоже перестроился… в другую машину либо его также занесло,
- проезжая перекрёсток прямо, вам преградил путь поворачивающий налево со встречки другой автомобиль; вы, уходя от столкновения с ним, столкнулись, тем не менее, с другим авто или снова вас занесло, а виновник аварии скрылся с места происшествия.
- На самом деле, таких примеров сотни! Вот типичный пример бесконтактного происшествия:
- И сложностей в урегулировании таких аварий 3:
- при бесконтактных ДТП настоящий виновник чаще всего скрывается с места происшествия, и поиск его не всегда увенчается успехом, а административное расследование в целях такого поиска может длиться 2 месяца,
- даже если виновный остался, согласно судебной практике, вину могут переложить на вас, вменив нарушение практически универсального для ГИБДД пункта – 10.1 ПДД за неверно выбранную скорость,
- страховые компании часто отказывают в выплате и ремонте, надеясь, что в суде (из-за 2 пункта выше) вину переложат на вас, даже если сотрудники ДПС при оформлении аварии признали виновным другого водителя.
На многих веб-ресурсах вы можете прочитать, что рассчитывать на выплату ущерба при бесконтактных авариях даже не стоит. Это неправда! Если сделать всё правильно, то можно отстоять своё право и невиновность и получить компенсацию. Более того, ваш покорный слуга – автор данной статьи сам выигрывал, в том числе в Верховном суде, дела о бесконтактных ДТП.
Что делать?
Итак, опишем сначала первоочередные действия, если произошло бесконтактное ДТП вне зависимости от дополнительных условий.
Что делать в первую очередь, если не было касания?
- Соблюсти все формальности по ПДД при ДТП: выставить знак аварийной остановки, включить «аварийку». Вызвать скорую, если есть пострадавшие.
- Далее необходимо…
нет, не вызвать полицию, вопреки Правилам дорожного движения, а сразу пытаться остановить очевидцев, в том числе среди остановившихся для помощи автомобилей в целях поиска водителей с видеорегистраторами; ваша главная цель – найти того, кто запечатлел обстоятельства бесконтактного ДТП на регистратор – это будет главное доказательство, особенно, если виновник скрылся.
- А вот теперь нужно вызывать полицию. Ни в коем случае европротокол оформлять в этом случае нельзя. Почему, опишем ниже. При вызове ГИБДД, если предполагаемый виновник скрылся, сообщите о скрывшемся участнике, дайте его данные при наличии (госномер, автомобиль, его отличительные черты), но не говорите на данном этапе о том, что авария бесконтактная.
- Убирать машины с проезжей части тоже не нужно. Это ваша обязанность при отсутствии пострадавших и погибших, но лучше пожертвовать штрафом 1000 рублей, чем потерять сумму ущерба автомобилю в отсутствие доказательств.
- Далее бегите в ближайшие здания в поисках видеокамер на стенах, смотрящих в сторону места ДТП (даже если они смотрят под большим углом в другую сторону, большинство камер довольно широкоугольные – достаточно для того, чтобы запечатлеть обстоятельства происшествия).
Зайдите в здание и найдите человека, который максимально высоко расположен по зоне ответственности (директоры, администраторы и другие) – лучше, чем к охраннику. Попросите слёзно сохранить видео, чтобы оно не перезаписалось.
- Если виновник не уехал, запишите госномер его автомобиля, при этом, снимите на фото или видео того, кто был за рулём машины.
Побеседуйте с ним под видеозапись об обстоятельствах бесконтактного ДТП. Ваша задача – чтобы тот, если не признался, но как можно больше рассказал о своих ошибках (слова «не заметил», «не видел тебя», «тут всегда так ездят» и подобные будут играть в вашу пользу).
Даже если предполагаемый виновник твёрдо настаивает, что ПДД не нарушал, и вы сами виноваты, его показания под видеозапись помогут далее в суде, так как, вероятнее всего, он будет путаться в показаниях, пребывая на данный момент в некотором роде шоке. Главное в этой ситуации – вам быть как можно спокойнее!
- Если виновник скрылся, спросите всех зевак и очевидцев, не видел ли кто номер его машины. Попросите остаться с вами до приезда ГИБДД, чтобы записать его в свидетели. Не жадничайте пообещать поблагодарить его за это финансово.
Когда приехали сотрудники ГИБДД
- С вас сначала возьмут устные объяснения, что и как случилось. Далее вам нужно будет это всё изложить в объяснениях. Ни в коем случае не говорите о сомнениях в собственной неосторожности, не признавайте вину, если это не очевидно. Не говорите слов «я думал, что…», «я его не видел», «я не знал, что…».
В объяснениях пишите твёрдо: «Ехал с разрешённой на данном участке дороги скоростью (значение), ПДД не нарушал». При описании столкновения укажите примерно следующее: «создаваемую другим участником дорожного движения опасность предвидеть и обнаружить не мог, так как другой участник действовал непредсказуемо, нарушал ПДД».
- Далее попросите сотрудников записать всех очевидцев. Если откажутся, напишите в свободной форме на имя сотрудника ГИБДД ходатайство – просто на бумаге в любом формате напишите «ходатайствую о привлечении свидетелей ДТП таких-то». Инспектор обязан его принять либо ответить письменным мотивированным отказом.
- Теперь аналогично письменно заявите ходатайство об опросе администрирующих близстоящие здания организаций о наличии видеозаписи нарушения, особенно, если есть скрывшийся с места бесконтактного ДТП участник. Если вы сами до этого нашли такие здания, укажите это в ходатайстве (с адресом здания и названием организации).
Главная ваша задача на данном этапе – чтобы вам не вменили нарушение и не сделали, таким образом виновным в ДТП. Если и выпишут, ничего страшного – обжалуем на следующих этапах. Но по возможности этого лучше добиться сразу. Чаще всего сотрудники вменяют нарушение пункта 10.
1, мотивируя тем, что вы должны вести транспортное средство с такой скоростью, которая позволила бы предотвратить опасность.
Если вменяют 10.1 Правил
Ни в коем случае не соглашаться с этим. Вместо этого в постановлении или протоколе (в зависимости от того, что именно выписывают) напишите: «С вменяемым нарушением не согласен, требуется помощь защитника».
Запомните главное – да пункт 10.1, и правда, предписывает вести авто с такой скоростью, которая предотвратила бы столкновение. Но ваша задача – чтобы выписали и другому участнику, с которым не было касания, постановление с нарушением. Пусть даже вам обоим выпишут – проще будет обжаловать.
Дело в том, что 10.1 прямо говорит о том, что водитель обязан выбрать такую скорость, которая позволила бы предотвратить ДТП при возникновении опасности, которую он в состоянии обнаружить. Поэтому вам нужно:
- в объяснениях указать обстоятельства о нарушении другим участником и дать понять, что созданную опасность вы не могли обнаружить по объективным причинам – именно из-за действий второго участника,
- вы ехали с разрешённой скоростью без нарушения правил и учитывали при этом дорожную и погодную обстановку.
Разумеется, не нужно доводить эту мысль до абсурда. Если вы въехали в зад другому авто из-за нарушения третьего, то это вовсе не значит, что именно нарушение третьего привело к ДТП. Например, в таком случае вменение нарушения в виде несоблюдения дистанции водителю ВАЗ 2107 вполне оправдано – именно её несоблюдение привело к аварии без соприкасания с другим нарушителем:
Если бесконтактное ДТП произошло в результате вашего манёвра
Есть распространённое мнение среди автоюристов о том, что при обнаружении опасности ПДД обязывает только тормозить, а не маневрировать, согласно пункту 10.1 Правил. Хотя судебная практика 2022 года клонит статистику в сторону этого утверждения, это далеко не так.
Пункт 10.1 говорит о необходимых мерах при возникновении опасности (к тому же только той, которую водитель в состоянии обнаружить). Но он вовсе прямо не запрещает маневрировать. Именно такого мнения придерживаются некоторые суды:
Правилами дорожного движения не предусматривается в целях предотвращения ДТП такого действия водителя как маневрирование, п.10.1. ПДД РФ не является нормой, исключительно которой должен руководствоваться водитель при возникновении опасности, этот пункт вовсе не запрещает маневрирование…
При этом, следует руководствоваться также статьёй 2.
7 КоАП, которая говорит о том, что не считается нарушением таковое, если оно совершено в целях предотвращения опасных последствий, но только в том случае, если предотвращённые последствия были бы хуже, чем допущенные последствия.
В этом условии кроется сложность – если последствия предотвращены, то доказать то, что они были бы печальнее, если бы вы не маневрировали, практически невозможно. Но судебная экспертиза может всё!
Впрочем, уже вряд ли что-то поможет в ситуации, к примеру, если водитель, уходя от столкновения с пьяным водителем, вылетевшим на встречку, сам маневрировал и сбил ребёнка на тротуаре или остановке. Здесь последствия предотвращённого вреда, очевидно, меньшие, чем доставленного вреда. Поэтому виновен здесь будет уже маневрирующий водитель с большой долей вероятности.
Вот пример судебной практики – решение Верховного суда, где судья установил, что манёвр для предотвращения ДТП привёл к другому происшествию, но водитель, совершавший манёвр, был в итоге оправдан.
Важная тонкость! Виновность в ДТП определяется не нарушением конкретного водителя, а тем, чьё именно нарушение привело к ДТП. Суды, в том числе Верховный, при определении степени вины ставят перед собой вопрос: «Отсутствие нарушения которого из участников с какой вероятностью могло бы предотвратить происшествие?» – именно отвечая на него, становится понятно, в какой степени кто виноват.
Если всё же инспектор выписал в отношении вас постановление, а нарушений другого участника не увидел, ваша задача – обжаловать его. Но и с имеющимся вашим нарушением не всё потеряно. Просто суд, вероятнее всего, назначит обоюдную вину с разной степенью виновности каждого из участников ДТП без касания.
Важно понимать, что сотрудники ГИБДД не определяют виновность в ДТП. Общая сложившаяся практика свидетельствует о том, что если одному из участников выписано постановление, то другой может обратиться по ОСАГО за возмещением, и страховая возместит. Здесь неписанные полномочия берёт на себя страховая компания. Но по закону 2022 года виновность определяет только суд.
Именно поэтому вменённое вам нарушение ПДД следует обжаловать, и в суде установят степень виновности каждого из участников бесконтактного происшествия, либо вовсе снимут вашу.
Обращение по ОСАГО
Идём далее по хронологии событий.
Вне зависимости от того, кому вынесено постановление, при обращении в страховую за выплатой вам может быть отказано просто на том основании, что ДТП было бесконтактное. То есть страховщик может усомниться в наличии самого страхового случая – в том, что авария произошла по вине того водителя, с которым у вас не было контакта.
В этом случае порядок действий сложнее:
- сначала вам необходимо произвести независимую экспертизу повреждений для того, чтобы узнать, на какую сумму подавать заявления,
- далее вам необходимо подать досудебную претензию страховщику с требованием возмещения ущерба – в нём изложить суть бесконтактного ДТП, что вы требуете и на основании чего,
- при отказе в удовлетворении досудебной претензии остаётся только подавать в суд.
В какую страховую обращаться?
Есть 2 важных условия (пункт 1 статьи 14.1 ФЗ-40) для того, чтобы стало возможным обратиться в свою страховую:
- в ДТП без контакта нет пострадавших,
- в аварии столкнулись 2 и более автомобиля.
И, если с первым пунктом всё понятно, то со вторым могут возникнуть недопонимания. Закон подразумевает именно столкновение – то есть касание обоих автомобилей. Если участников всего двое, но пострадал только один автомобиль (например, вылетел в кювет, когда первый не уступил дорогу или подрезал), то вы не подпадаете под это условие.
Но парадокс заключается в том, что если аналогично вам не уступили дорогу, и вы в результате въехали в третью машину, то участников трое, а столкнулись двое, и под прямое возмещение убытков вы подходите, поэтому обращаться нужно только в свою страховую.
Вот пример судебной практики, где истцу судом было отказано в возмещении, так как он обратился в свою страховую компанию.
Также обратите внимание, что обращение в свою страховую – это обязанность, а не возможность. При выполнении 2 условий выше вы не можете обратиться в свою компанию, а обязаны только в неё. Иначе – только к страховщику виновника.
Можно ли оформить европротокол?
Нет. Важное условие для оформления извещения европротокола – это столкновение 2 транспортных средств, а при бесконтактном ДТП либо участников больше, либо касание и повреждения есть только у одного из участников.
Поможет ли мне адвокат при ДТП без касания?
Нет. Адвокат стоит достаточно дорого, и прибегать к его услугам в данном случае нецелесообразно. Но вам нужен представитель, и это от неверного понимания юридических терминов – в гражданских делах интересы истца могут представлять именно эти люди, и им не обязательно обладать адвокатскими привилегиями, в отличие от уголовных дел.
Более того, представитель вам будет просто необходим. Любой хороший автоюрист сначала исследует прогноз дела, прежде чем браться за него. А в случае выигрыша в суде вам возместят все расходы на оплату его услуг.
Выбрать хорошего защитника ваших интересов достаточно просто. Введите фамилию в интернете и ищите отзывы о нём. Также вы можете найти выигранные дела юриста на сайте базы судебных делопроизводств, введя его ФИО в строку поиска.
Виновник ДТП скрылся — как получить выплату ОСАГО
Инструкция в случае, если виновник ДТП скрылся с места происшествия, по получению выплаты по страховке без проблем и бюрократических проволочек.
Попав в аварийную ситуацию, многие автовладельцы начинают паниковать и совершать неосознанные действия. Некоторые даже скрываются с места ДТП.
Полис обязательного страхования ОСАГО предусматривает выплату компенсаций, когда держатель полиса невиновен в произошедшем, а все участники известны.
Но что делать по обязательному автострахованию, если инициатор аварии скрылся с места происшествия? Можно ли в таком случае рассчитывать на возмещение ущерба?
Порядок действий
Первое, что нужно сделать — максимально успокоиться и «взять себя в руки». В данной ситуации паника может только навредить. Если после аварии ваш оппонент пытается скрыться, важно вовремя среагировать и записать регистрационный номер его транспорта, марку и модель.
Не лишним будет зафиксировать и примерный характер повреждений, например, разбита левая передняя фара или повреждён бампер слева. Эти данные помогут сократить время на поиски скрывшегося. После этого необходимо в срочном порядке вызвать сотрудников ГИБДД.
Что запрещают делать компании, предоставляющие услуги обязательного страхования автогражданской ответственности, если водитель виноватый в аварии скрылся с места ДТП сразу после произошедшего:
- Пытаться догнать нарушителя самостоятельно.
- Покидать место происшествия.
- Передвигать повреждённое транспортно средство.
Первый и второй пункт может стать причиной уголовной ответственности. Поэтому ни при каких обстоятельствах не покидайте место аварии. Если самостоятельно передвигать повреждённый транспорт, страховая компания может отказать в выплате, так как не удастся установить точные причины аварии и определить виновника.
Обратите внимание. Если пострадавшему стало плохо, и его увезли на карете скорой помощи — это не считается оставлением места ДТП. Такие меры предусмотрены на законодательном уровне и расцениваются как нештатные ситуации, требующие срочной госпитализации пострадавшего. В данной ситуации инспектор ГИБДД составляет протокол совместно с независимыми свидетелями со стороны.
Поиск свидетелей
Что делать по ОСАГО, если второй участник скрылся с места ДТП до приезда инспектора ГИБДД? В таком случае очень важны свидетели, поэтому нужно приложить максимум усилий, чтобы их найти.
В их качестве могут быть случайные прохожие, зафиксировавшие факт аварии, продавцы из соседних магазинов или жильцы близлежащих домов.
При этом достаточно 1—2 человек, которые смогут подтвердить слова пострадавшего.
Одно из лучших доказательств — видеозапись. Следует внимательно осмотреть прилегающую окружность, возможно, на каком-либо здании есть камера. Если свидетель найден, но у него нет времени дожидаться инспектора ГИБДД, обязательно возьмите контакты. Кроме того, можно попросить человека написать показания. Для этого достаточно обычного листа бумаги, в котором указывается:
- Ф.И.О и контакты.
- Текст свидетельских показаний (когда, где и как произошло столкновение).
- Дата и подпись с расшифровкой.
По негласным правилам ОСАГО, если виновник скрылся с места ДТП, а свидетели не найдены, можно обратиться к помощи средств массовой информации, социальных сетей или расклеить объявления рядом с местом аварии. Много информации есть на ресурсе «Ясвидетель.ру». Ещё один вариант — обращение к детективному агенту. Услуга платная, но очень действенная.
Важно! Если у вас есть видеорегистратор, обязательно остановите запись после ДТП. Многие модели способны фиксировать лишь несколько фрагментов, а после заполнения карты памяти начинается перезапись. Помните, что видеотехника — не только хороший свидетель, но и прямое доказательство невиновности водителя.
Что делать, если виновник не установлен
Если в процессе оперативно-розыскных мероприятий свидетелей найти не удалось, пострадавшему следует обратиться к страхователю. Страховой агент обязан зафиксировать ДТП и предпринять все возможные меры по устранению дефектов на повреждённом ТС. В случае отказа от выплаты ущерба потребуется:
- Написать претензию в страховую компанию.
- Зафиксировать факт её подачи.
- Дождаться ответа от руководства.
- В случае неудовлетворительного ответа обратиться в суд.
В судебный участок необходимо предоставить всю имеющуюся документацию, записи регистратора (если они есть) и протоколы с места ДТП. Бывает, что судья выносит решение, при котором оба участника аварии виноваты в равной степени.
В таком случае высчитывается процент виновности, сумма ущерба, а компенсация выплачивается сразу после повторного обращения в страховую компанию.
Если пострадавший докажет вину водителя, скрывшегося с места происшествия, компенсация выплачивается в полном объёме.
Правила оформления протокола
Если виноватый в ДТП водитель скрылся с места происшествия, пострадавшей стороне следует в обязательном порядке включить аварийные сигналы, установить знак аварийной остановки и вызвать сотрудника ГИБДД. Первое, что нужно сделать при звонке инспектору — сообщить все имеющиеся данные о виновнике. Это поможет найти его по «горячим следам».
После прибытия сотрудника госорганов водителю необходимо предоставить полную информацию о случившемся и привлечь свидетелей (если они найдены). Следующий этап — заполнение протокола. В нём должна присутствовать следующая информация:
- Данные пострадавшего и инспектора, составлявшего протокол.
- Подробное описание случившегося.
- Данные о свидетелях, их контакты и показания.
- Уровень дорожного покрытия, видимость разметок и знаков, исправность светофоров.
- Описание погодных условий на момент аварии.
- Размер тормозного пути. Если его измеряет инспектор, обязательно произведите повторный замер.
Кроме материалов в письменном виде, к сведению принимаются видео и фото. Всё это прикладывается к протоколу и обязательно фиксируется в нём. После оформления документа необходимо его внимательно перечитать, чтобы не упустить ни одной мельчайшей детали.
Также немаловажна и составленная инспектором схема. На ней должны отражаться светофоры, близлежащие здания, знаки дорожного движения, разметка, направление движения вашего транспортного средства и названия улиц. Если есть какие-либо расхождения или неясности, обязательно сообщите об этом сотруднику ГИБДД, чтобы он внёс поправки.
Обратите внимание. При несоответствии дорожного покрытия ГОСТу (большие ямы, трещины, выбоины, открытые колонки и прочее) виновниками аварии могут признать дорожные службы. Если на дороге есть существенные дефекты, обязательно попросите инспектора зафиксировать их в протоколе.
Уведомление страховой компании
После того как инспектор ГИБДД оформит протокол и зафиксирует страховой случай, необходимо сообщить об этом страхователю. Это следует сделать как можно быстрее, даже если виновник ДТП скрылся с места происшествия и находится в розыске. При обращении в страховую компанию клиенту потребуется подготовить пакет обязательной документации.
При отсутствии какого-либо документа компания может отказать в выплате компенсации. Кроме того, сообщить о наступлении ДТП нужно в течение пяти суток с момента происшедшего. Доставить повреждённое транспортное средство клиент обязан также не позднее, чем через пять дней. Все эти вопросы регулируются статьёй 3 ФЗ № 11 «Об ОСАГО».
Действия и пакет документов — как получить выплату
Если виновник аварии скрылся с места происшествия, пострадавшей стороне необходимо собрать пакет документов и обратиться в свою страховую компанию. В перечень документации входит:
- Копия паспорта человека, который будет получать компенсацию.
- Заявление о наступлении страхового случая.
- Водительские права пострадавшего.
- Талон техосмотра, подтверждающий, что ТС было исправно на момент аварии.
- Документы на транспортное средство.
- Полис ОСАГО.
- Банковские реквизиты для получения компенсации.
- Справка о ДТП от инспектора ГИБДД.
- Постановление о том, что виновник привлечён к административной ответственности (если инспектор выдал такой документ).
- Квитанция, подтверждающая оплату услуг эвакуатора (если он применялся).
После подачи документов страховая компания даёт направление на осмотр транспортного средства. Это необходимо для оценки причинённого ущерба.
Определение суммы компенсации проходит в два этапа — первичный осмотр и более тщательная экспертиза (при необходимости).
Определённой формулы нет, но есть правила расчёта ущерба, установленные ЦБ РФ (Центробанком). При формировании суммы специалист учитывает:
- цену запасных частей, требующихся для осуществления ремонта;
- расходы на лакокрасочные изделия, шпаклёвку и прочее;
- амортизационный износ ТС на момент страхового случая;
- стоимость ремонтных работ по прайсу автомастера;
- цену транспортного средства до аварии.
По правилам ОСАГО компенсация выплачивается каждому автовладельцу, чьё здоровье или имущество пострадало по вине третьих лиц. Если суммы, определённой экспертом, не хватает на покрытие расходов, держатель полиса вправе обратиться в судебные инстанции.
Компания вправе отказать в выплате компенсации, если у повреждённого транспортного средства нет талона техосмотра или диагностической карты. В таком случае возмещение ущерба невозможно даже через суд.
Что делать, если у виновника нет полиса ОСАГО
Отсутствие страхового полиса обязательного страхования у водителя виноватого в аварии — не редкость. Но как быть в такой ситуации? В этом случае нужно собрать пакет необходимых документов — справка из ГИБДД, паспорт владельца ТС, ПТС и протокол с места происшествия. Далее есть два варианта решения вопроса:
- Подать исковое заявление в суд с требованием обязать виновника выплачивать ущерб.
- Обратиться в РСА (Российский Союз Автостраховщиков). Актуально только в том случае, если здоровью автовладельца причинён вред.
Если у пострадавшего есть полис КАСКО, то компенсация возможна именно по этой программе, а не по ОСАГО. Тогда клиенту следует обратиться к страхователю и заявить, что виновник аварийной ситуации не имеет полиса обязательного страхования.
В случае, когда инициатор ДТП скрылся с места происшествия, ОСАГО возмещает ущерб, но для этого требуется соблюдать ряд правил. Важная составляющая в процессе получения компенсации — сбор документов, поэтому к вопросу нужно подходить ответственно, не поддаваясь панике.
Виновник ДТП не платит по решению суда, что делать?
Часто бывает, что у виновного в дорожно-транспортном происшествии не было полиса ОСАГО. Тогда потерпевший подает иск в суд, чтобы взыскать сумму причиненного ему ущерба. Суд он, естественно выигрывает, однако причитающихся денег не получает. Почему это происходит? В этой статье рассмотрим возможные причины и подумаем, как бороться с недобросовестным должником.
Что делать, если виновник ДТП не платит по решению суда
После того, как суд вынес решение о взыскании компенсации за причиненный ущерб в результате дорожно-транспортного происшествия с виновного, необходимо подождать 10 дней. Этот срок дается ответчику, чтобы принести жалобы в вышестоящие инстанции. Если этого не происходит, то считается, что решение вступило в законную силу. Каждой из сторон судопроизводства вручается копия решения.
Однако, если ответчик, даже имея на руках решение суда, не желает производить выплату компенсации, то необходимо поступить следующим образом:
- Обратиться к судебным приставам. Это государственная служба, основной задачей которой является обеспечение исполнения решений суда. Соответственно, судебные приставы обладают специальными полномочиями воздействия на должника: имеют право наложить арест на имущество, запретить регистрацию автотранспортного средства или выезд за рубеж;
- Однако, как и в любой службе, судебные приставы – люди, поэтому необходимо периодически созваниваться с ними, требовать принятия мер, для погашения ответчиком долга;
- Обратиться в суд с требование индексации суммы долга с учетом инфляции. Такие решения обычно принимаются в пользу истца, и вы сможете минимизировать затраты, понесенные от несвоевременной выплаты долга.
В главе 18 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ законодатель закрепляет право потерпевшего подать жалобу на действия (бездействие) пристава-исполнителя.
Можно направить жалобу старшему приставу-исполнителю, а можно попытаться оспорить ненадлежащую работу в судебном порядке.
Перед тем как подать жалобу необходимо в обязательном порядке ознакомиться с материалами исполнительного производства.
Судебный пристав-исполнитель обязан предоставить исполнительное дело для ознакомления по ходатайству потерпевшего на основании части первой ст. 50 Закона «Об исполнительном производстве».
Такое заявление составляется в свободной письменной форме. В нем необходимо указать, что при ознакомлении с материалами производства вы желаете сделать копии документов, например, при помощи фотоаппарата. Заявление составляется в двух экземплярах.
Можно направить его почтовой связью письмом с простым уведомлением, а можно отнести в канцелярию службы. В таком случае на вашей копии ходатайства секретарь должен поставить отметку о дате получения.
Затем вы знакомитесь с материалами исполнительного производства, производите фотосъемку необходимых документов и уже после этого составляете жалобу на действия (бездействия) конкретного исполнителя.
Зачастую пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии приходится отстаивать свои интересы в судах различных инстанций. К сожалению, не все виновные добровольно оплачивают вред, который они причинили, даже если их действия повлекли причинение значительного вреда здоровью человека.
Конечно, если вина доказана, то судебные органы встают на сторону истца и удовлетворяют его требования. Но и после этого должник не часто торопится производить выплаты.
Как взыскать задолженность?
Законодатель установил процедуру взыскания задолженности достаточно четко. Решение суда передается в службу судебных приставов, где возбуждается исполнительное производство. О таком решение сообщается должнику и ему предоставляется возможность добровольно погасить долг.
Однако в этот срок пристав не должен бездействовать, а обязан изучить материальное положение ответчика, определить, какое имущество ему принадлежит на праве собственности. Это необходимо для того, чтобы не затягивать производство, если должник все же не захочет добровольно произвести выплаты.
В этом случае пристав-исполнитель имеет право применять к должнику специальные меры воздействия, например, такие:
- Списание денежных средств, находящихся на банковских счетах должника в пользу истца;
- Вынесение постановления об удержание части денежных средств из ежемесячных доходов;
- Наложение ареста на имущество должника.
- У должника нет никакой собственности
- Зачастую так бывает, что виновный в ДТП в отношении которого вынесено судебное решение о возмещении ущерба не имеет никакого личного имущества, а так же и постоянного источника дохода.
- В таком случае судебный пристав-исполнитель может потребовать от должника оплаты долга за счет доли в совместном имуществе (квартире, доме).
- Для того чтобы такое решение было принято необходимо соблюдение условий, определенных в статье 255 Гражданского кодекса РФ:
- имущества, находящегося в собственности у ответчика не хватает для погашения долга;
- должник является совладельцем долевой собственности;
- потерпевший обратился с заявлением о выделении доли ответчика из совместной собственности и погашения долга таким образом.
Однако стоит понимать, что есть и особенности выделения доли из общей собственности. Это зависит и от вида имущества, на которое обращается взыскание.
Например, если есть реальная возможность разделить имущество, то выдел доли должника вполне реален. И в этом случае каких-либо проблем, как правило, не возникает – кредитор обращается в суд с иском о выделе доли должника и на основании этого решения пристав проводит мероприятия по наложению ареста на это имущество.
А бывает и более сложная ситуация, например, когда имущество, в котором есть доля должника неразделимо. Это может быть малогабаритная квартира, автомобиль и т. д. В этом случае выдел доли должника возможен только с согласия совладельца (чаще всего супруга).
В таком случае законодатель в абзаце втором ст. 255 Гражданского кодекса РФ закрепляет право кредитора требовать продажи доли должника другим совладельцам по средней рыночной стоимости и уже эти деньги получить в счет погашения долга.
Если местонахождение должника не известно
Пожалуй, самая главная проблема во взыскании задолженности – отсутствие самого должника. Случается, что должник не имеет действующих счетов в банке, на него не зарегистрировано никакое имущество, да и регистрации у него может не быть.
В таком случае у судебных приставов-исполнителей остается единственная мера воздействия и обнаружения должника – запрет выезда за пределы Российской Федерации. Но не всегда эта мера может быть действенной – ответчик может в течении долгого времени не собраться за границу.
Поэтому можно так и не получить, причитающуюся компенсацию за причиненный в дорожно-транспортному происшествии ущерб.
Если местонахождение должника, его имущество не будут установлены, то в соответствии со статьей 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» производство будет остановлено.
- Ожидать, когда должник станет платежеспособен
- Если должник не имеет доходов, имущества, то выплат можно ждать очень долго.
- Если же будут получены данные о том, что у ответчика появилось имущество или постоянный доход, то только в этом случае можно добиться возобновления исполнительного производства.
Организации, которая бы помогала потерпевшему получить свои деньги, в таких ситуациях просто нет. Хотя в государственных нормативно-правовых актах и закреплены права на защиту граждан от подобных ситуаций, однако на практике потерпевший должен самостоятельно обеспечивать свои права.
Ведь зачастую по остановленным делам приставы не работают, и только если сам потерпевший сообщит об изменении материального положения должника, возобновят производство.
В случае, когда с виновным в дорожно-транспортном происшествии не удается договориться полюбовно и взыскать с него компенсацию за причиненный ущерб, то необходимо обращаться в суд с исковым заявлением. Необходимо не только составить иск, но и приложить к нему все документы, подтверждающие ваши требования.
Необходимо обращаться в мировой суд, если сумма иска меньше 50 тысяч рублей, и в районный, если эта сумма больше. От цены иска зависит и размер госпошлины, которую необходимо оплатить.
Стоит помнить, что требования, предъявляемые в части возмещения морального вреда не учитываются при подсчете суммы иска, так как их размер определяется судом. Так же необходимо соблюсти и принцип территориальности – обращаться в суд, обслуживающий территорию, на которой проживает ответчик.
Внимание! Расходы, которые понесет истец в связи с рассмотрением дела в суде, так называемые судебные издержки, при решении суда в его пользу, должны быть взысканы с ответчика. К таким расходам относятся госпошлина, оплата проведения независимой экспертизы, услуг юриста, представляющего интересы.
Как оформить исковое заявление о взыскании ущерба с виновника аварии?
Единой формы составления искового заявления не существует, однако в статье 131 Гражданско-процессуального кодекса РФ закреплены обязательный нормы, которые должны быть отражены в нем.
Нужно не только тщательно и подробно изложить все обстоятельства самого дорожно-транспортного происшествия, но и указать данные и свои, и ответчика, а так же мотивировку требований со ссылками на действующие нормативно-правовые акты. Весь документ должен легко читаться, поэтому не стоит злоупотреблять излишней эмоциональностью и давать правовую оценку действиям виновного или других лиц. Лучше придерживаться официально-делового стиля.
Итак, что обязательно нужно указать в исковом заявлении:
- полное и верное наименование органа судебной власти, куда направляется иск;
- ваши анкетные и контактные данные, а также данные представителя (если участвует в разбирательстве);
- анкетные и контактные данные ответчика;
- обстоятельства дорожно-транспортного происшествия;
- мотивированные требования к виновнику аварии;
- размер исковых требований, с обоснованием расчетов (приведением заключения специалистов, справок, чеков о стоимости произведенного ремонта);
- указание на то, что пытались урегулировать вопрос в досудебном порядке;
- список документов и копий, которые приложены вами к иску;
- дата составления заявления, подпись, выполненная собственноручно;
- иные сведения, которые могут быть важны в судебном разбирательстве.
В исковом заявлении о взыскании компенсации за причиненный транспортному средству в дорожно-транспортном происшествии ущерб можно выдвинуть такие требования материального характера:
- стоимость восстановительного ремонта, а также учесть товарную стоимость, которая утрачена из-за повреждений;
- стоимость восстановительного ремонта, а также учесть моральный вред, причиненный вам.
Как действовать, если водителя обвинили в несуществующей аварии?
Бывает, что водителей обвиняют в несуществующей аварии и через многократные суды требуют с них денег. Примерно такой случай произошел с гражданкой Прохоровой, подавшей в Верховный суд жалобу на решения нижестоящих судов, которые признавали ее виновной в ДТП, в существовании которого возникли большие сомнения.
Как пишет «РГ», история началась с того, что некий водитель обратился в ГИБДД с заявлением, что на парковке его автомобиль повредила хозяйка другой машины. Она открыла дверь и разбила зеркало заднего вида, после чего скрылась с места происшествия.
Инспекторы ГИБДД оформили протокол и объявили автомобилистку в розыск. Два суда она проиграла, однако Верховный суд отменил их решения на основании того, что не было доказательств столкновения транспортных средств. На двери машины Прохоровой не обнаружилось повреждений и даже царапин.
Эта история вскрыла невероятный пласт проблем в рамках оформления ДТП.
Мошенники нередко проделывают подобные схемы с неопытными водителями, чтобы заставить их платить за уже существующие повреждения, а в случае отказа шантажируют лишением прав за оставление места ДТП.
Нередко в мошеннических схемах бывают задействованы и сотрудники ГИБДД, оформляющие в пользу злоумышленников административные протоколы.
Как защититься от подобных нападок со стороны мошенников, рассказывает член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова.
Вымогательство средств
Говоря о подставном ДТП, мы должны понимать, что это инсценированная авария с незначительными или уже присутствующими на машине «потерпевшего» повреждениями.
Злоумышленник не действует спонтанно и тщательно выбирает водителя-жертву. Часто это новички или женщины. А местами для аварий выбираются парковки, нерегулируемые перекрёстки и пешеходные переходы.
Главная цель — это получение компенсации на ремонт с водителя или от страховой компании.
Также можно вспомнить о способе получения возмещения от страховой компании, когда мошенник подделывает бланки и экспертизы, а также заявления, где вместе с «липовыми» документами указывается завышенная сумма ущерба за повреждения.
Для того, чтобы выявить несоответствие повреждений автомобиля заявленной аварии, страховщики используют специально разработанные компьютерные программы, дающие возможность воспроизвести реальные повреждения транспортных средств. Во многих солидных организациях есть специальные отделы, которые ведут расследование при подозрении на мошенничество. Компании попроще могут обращаться за такой услугой к специалистам со стороны.
Статьи 159, 159.2 УК РФ за инсценирование ДТП предусматривают максимальное наказание в виде тюремного заключения сроком до 10 лет и выплаты 1 млн. руб.
Поэтому мошенники часто требуют денег не со страховой, а с физических лиц, которым труднее себя защитить.
Процессуальные нарушения
Водителю, ставшему жертвой такого ДТП, в первую очередь необходимо самостоятельно вызвать работников ГИБДД, дабы избежать сговора мошенников с сотрудниками полиции, «случайно» оказавшихся рядом в момент аварии. С помощью мобильных устройств необходимо снять весь разговор с мошенниками на видео. Эта информация поможет в расследовании обстоятельств происшествия.
Шансы избежать несправедливого наказания повышаются, если перед выездом на дорогу включить и убедиться в исправности видеорегистратора.
Важно правильно действовать и собрать как можно больше свидетельств и доказательств, чтобы аргументировать свою невиновность.
Кроме того, важно принимать во внимание все процессуальные нарушения в ходе судебных разбирательств, которых бывает предостаточно при рассмотрении дел о ДТП. К примеру, Районный суд рассмотрел дело Прохоровой в ее отсутствие.
Но в материалах дела нет сведений об извещении Прохоровой о месте и времени судебного заседания. Городской суд также не известил ее о месте и времени рассмотрения дела. А это — грубейшие нарушения.
На этом основании Верховный суд отменил решения нижестоящих судов, а дело прекратил за недоказанностью обстоятельств ДТП, на основании которых и были приняты судебные решения.
Расходов на суды бояться не стоит. Если водитель окажется полностью невиновным, чиновники или ГИБДД должны будут не только отменить ошибочно выписанное постановление, но и за счет казны возместить расходы на судебные разбирательства.
Источник:
https://rg.ru/2021/09/20/verhovnyj-sud-fakt-melkogo-dtp-neobhodimo-dokazat.html
Взыскание ущерба от ДТП. Истец выиграл дело, но выигрышем это назвать сложно
На днях закончилось рассмотрение одного из «долгоиграющих» дел по взысканию ущерба от ДТП. Хотя, на мой взгляд, особой трудности оно не представляло, но, хочу его осветить по причине «чудачеств» представителя оппонента, которые очень позабавили.
Итак, весной 2017 года мой доверитель стал виновником ДТП, в результате которого пострадал автомобиль истца марки Форд Фокус 2014 года выпуска. Согласно проведенной досудебной оценке, стоимость восстановительного ремонта автомобиля без учета износа составила 688 808 рублей, с учетом износа 607 196 рублей.
Получив от страховой компании максимально возможную выплату в размере 400 000 рублей, пострадавший предъявил к моему доверителю иск о взыскании ущерба в размере 303 808 рублей. (стоимость восстановительного ремонта + расходы по оценке в размере 15 000 рублей). Основанием для возмещения ущерба указал положения статей 15, 1064, 1079 ГК РФ.
Сразу бросилось в глаза, что поврежденный автомобиль истца был не высокой ценовой категории, не новый и стоимость аналогов (на популярных сайтах) не превышала 600 тысяч рублей. Следовательно, можно говорить о полной гибели транспортного средства и рассчитывать стоимость возмещения по формуле: возмещение = стоимость автомобиля — стоимость годных остатков.
Хорошо…
Со слов моего доверителя, истец занимается ремонтом автомобилей и после аварии хвалился своими знакомствами с экспертами. То, что стоимость восстановительного ремонта была оценена столь высоко, также подтверждало эти слова.
Хорошо…
Выясняем список «дружественных» экспертных учреждений тому экспертному учреждению, где была проведена досудебная оценка. Было установлено одно экспертное учреждение. Идем туда на консультацию))))) Таким образом мы путаемся избежать направления именно в это экспертное учреждение нашего дела для проведения судебной экспертизы.
Готовим ходатайство о проведении судебной экспертизы с тремя вопросами: о стоимости восстановительного ремонта, стоимости автомобиля и стоимости годных остатков.
Поскольку, не хотелось раньше времени говорить о возможности полной гибели ТС, встал вопрос как обосновать суду постановку двух последних вопросов.
Да никак!!! Просто написали о недоверии оценке (слишком дорого) и попросили не назначать в «дружественное» экспертное учреждение, так как мы там консультировались.
Пришли мы в судебное заседание. Истец был уверенным, его представитель — очень уверенным в своей правоте, что даже не считал нужным воспринимать наши возражения всерьез. По поведению читалось пренебрежение, расслабленность.
Когда было заявлено ходатайство о проведении судебной экспертизы, представитель истца выслушал его вполуха, не возразил, пояснил, что против удовлетворения ходатайства о проведении экспертизы не возражает. Поставленные вопросы, как выяснилось позднее, представителю вообще были не интересны, он их не слушал.
Поскольку, на двух последних вопросах внимание не акцентировалось, то их постановка прошла незамеченной для представителя истца. Думаю, именно это обстоятельство обезопасило «наше» заключение от специалистов по телефонному праву. Автомобиль эксперту предоставлен не был, истец написал заявление, что машина восстановлена и продана. Экспертизу провели по фотографиям.
Согласно заключению судебной экспертизы, стоимость восстановительного ремонта без учета износа составила 683 463 рубля, с учетом износа составила 589 654 рубля, рыночная стоимость транспортного средства составила 590 000 рублей, стоимость годных остатков составила 170 110 рублей.
Вот и хорошо….(хотя, стоимость автомобиля, как я считаю, должна исчисляться по аналогам, а не по рынку. В этом случае стоимость была бы ниже примерно на 50 000 рублей).
В судебное заседание представитель истца явился растерянным, заявил ходатайство о проведении повторной экспертизы. Основанием для проведения указал незаконность ответов эксперта на второй и третий вопросы.
То есть, по мнению представителя ответчика, эксперт не имел права отвечать на поставленные судом вопросы о стоимости автомобиля и его годных остатков, пока не установлена его полная гибель. А поскольку автомобиль восстановлен и продан, то гибели нет. Вот такие «веселые» доводы.
При допросе эксперта представитель истца акцентировал свое внимание на том, что автомобиль восстановлен и продан и считать его полную гибель при ДТП, нет оснований. Мой доверитель сделал скриншот объявления о продаже восстановленного автомобиля. Потерпевший выставил его на сайте за 600 000 рублей.
Также, представитель истца был очень возмущен перечнем поставленных эксперту вопросов.)))
Допросив эксперта, суд отказал в удовлетворении ходатайства о проведении повторной экспертизы. Представитель истца попросил отложить рассмотрение дела для согласования позиции с доверителем.
Интересно, для чего? Ну, для уточнения исковых требований, скажете… Зачем? Чтобы не потерять право на возмещение судебных расходов в полном объеме, скажете… Я тоже так думала….
В следующем судебном заседании, действительно, было представлено заявление о снижении исковых требований до 189 604 рублей. Кроме того, истец просил суд вынести решение о передаче годных остатков ответчику.
Вот так поворот!))) Годные остатки, со слов истца, хранятся очень далеко, примерно в 300 км. от города и доставить их эксперту не было никакой возможности. Доводы о восстановлении и продаже автомобиля, со слов истца, являются опиской, а объявление о продаже восстановленного автомобиля выложено в интернет с целью изучения спроса.
Понятно, что по решению суда с моего доверителя взыскана сумма в размере 19 890 рублей.
Самое интересное — вопрос по судебным расходам))))
Суд удовлетворил их исходя из процентного соотношения удовлетворения исковых требований)))), то есть, взыскал с моего доверителя 10% от расходов истца. После вступления решения суда в силу, мы заявим свои судебные расходы к возмещению, исходя из расчета 90% в нашу пользу))).
Таким образом, уже сейчас понятно, что не уточнив исковые требования, истец потерял на оценке и экспертизе 27 000 рублей, выиграв 19 890 рублей. А мы еще и расходы представителя предъявим))))
В решении суда меня смущает, что при расчете учитывалась рыночная стоимость транспортного средства, тогда как должна использоваться стоимость по аналогам. Именно данное указание позволяет мне думать о подаче апелляционной жалобы, несмотря на то, что мой доверитель очень доволен решением.
Хотя, с другой стороны, стоимость восстановительного ремонта явно завышена и, если, вдруг, в апелляции ее посчитают «по-честному», то оставив для сравнения рыночную стоимость ТС, мы можем не попасть под «Тотал». Так что вопрос о направлении апелляции пока в рассмотрении))))
Спасибо за внимание и потраченное время, уважаемые коллеги!