Генпрокуратура предложила расширить список оснований для проверок предпринимателей
Единый реестр проверок (ЕРП) существует для того, чтобы обеспечивать учёт проверок государственного и муниципального контроля (ч. 1 ст. 13.3 294-ФЗ). Контролю подвергаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, соответственно, в информационной системе о них и представлены сведения.
-
Что из себя представляет единый реестр проверок?
-
Как можно проверить, попал ли ИП или ЮЛ в план проверок прокуратуры?
-
Какие изменения будут в реестре проверок с 1 июля 2021 года?
На вышеуказанные вопросы мы дадим ответы в этой статье.
Что такое единый реестр проверок
Правила формирования и ведения единого реестра проверок заработали с 1 июля 2015 года путём введения в закон 294-ФЗ статьи 13.3. ЕРП содержит информацию о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В информационной системе также есть сведения о результатах уже прошедших проверок, принятых мерах по пресечению или устранению последствий выявленных нарушений. Ведёт ЕРП Генеральная прокуратура. В ст. 13.3 294-ФЗ подробно описаны правила включения информации в ЕРП.
В ней можно найти требования к порядку создания ЕРП, порядку присвоения учётного номера проверке, состав информации, которая включается в ЕРП и т.д.
Подавать отчётность в контролирующие органы удобно в сервисе «1С-Отчётность». Модуль встроен в привычную программу «1С-Предприятие» и позволяет отправлять отчёты в один клик.
Как проверить, попала ли организация в план проверки на proverki.gov.ru
Доступ к информации предоставляется неограниченному кругу лиц на сайте proverki.gov.ru. Каждый желающий может получить полную информацию о предстоящих проверках относительно определённых лиц. Как уже было сказано, планом проверок сайт не ограничивается, — в информационной системе можно получить сведения и об уже проведённых проверках и их результатах.
/upload/iblock/9ed/%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA.png
Чтобы найти нужную информацию, достаточно выполнить два простых действия:
-
Перейдите на официальный сайт ФГИС «Единый реестр проверок».
-
В поисковой строке введите информацию, по которой будет проведён поиск. Это может быть номер проверки, ИНН, ОГРН или название организации или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя. Вас попросят ввести CAPTCHA.
Что изменится в реестре проверок с 1 июля 2021 года
1 июля 2021 года в силу вступят большинство положений закона «О государственном контроле и надзоре». В сфере контроля и надзора основной акцент сместят с проведения проверок на проведение профилактических мероприятий. Это связано отчасти с затратностью проведения проверок как для контролирующего органа, так и для самого бизнеса.
Изменения в контроле коснутся большого количества сфер, например, налоговый, валютный и таможенный контроль. Реформа не затронет также сферу госзакупок по 223-ФЗ. Сфера применения закона подробно описана в ст. 2 248-ФЗ.
Из-за смещения внимания с проведения проверок на проведение профилактических мероприятий будет сформирован новый реестр видов федерального государственного контроля. Он будет содержать сведения о мероприятиях всех уровней: федерального, муниципального и регионального.
Квалифицированная электронная подпись (КЭП) — необходимый инструмент для ведения современного бизнеса. «Астрал-ЭТ» позволяет работать с электронными документами, участвовать в торгах и регистрировать онлайн-кассу.
В реестре можно будет найти следующую информацию:
- сведения обо всех видах контрольных мероприятий;
- сведения о надзорных органах, которые проводят контрольные мероприятия;
- сведения по вопросам федерального, муниципального и регионального контроля.
Важно: не стоит путать единый реестр видов контроля и единый реестр контрольных мероприятий (этот тот же ЕРП), — это две разные, но взаимосвязанные информационные системы.
ЕРП также будет работать в прежнем режиме. Его целью остаётся учёт контрольных и профилактических мероприятий. Это означает, что основная задача реестра не изменилась, а дополнилась. Будут проводить учёт и принятых мер по пресечению правонарушений и мер по их устранению.
В информационной системе можно будет найти те или иные решения, принятые надзорными органами, а также их действия в ходе проведения контрольных и профилактических мероприятий.
Оператор реестра останется прежним — Генеральная прокуратура будет нести ответственность за ведение информационной системы.
В тексте закона сказано, что проведение контрольных мероприятий запрещено, если информация о них отсутствует в соответствующем реестре. Это означает, что бизнесу полезно работать с данной информационной системой, чтобы всегда быть в курсе происходящего.
Используйте «Астрал Отчёт 5.0» для сдачи электронной отчётности во все контролирующие органы. Сервис не привязан к рабочему месту, а значит воспользоваться функциям сервиса — быстрой отправкой документов и умным редактором отчётов — можно из любой точки мира.
На что жалуются предприниматели в сфере контрольно-надзорной деятельности — Важно — Лента новостей — Пресс-центр — Главная — Официальный сайт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области
22 марта 2021
На что жалуются предприниматели в сфере контрольно-надзорной деятельности
.
22 марта 2021 года состоялось очередное заседание рабочей группы по координации реформы контрольной и надзорной деятельности в Свердловской области под руководством Первого Заместителя Губернатора Свердловской области А.Г. Высокинского.
В ходе заседания было заслушано выступление Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области Е.Н. Артюх на тему: «О затруднениях и проблемах предпринимателей при реализации в отношении них контрольно-надзорной деятельности по материалам обращений, рассмотренных Уполномоченным» (презентация здесь).
- В начале выступления Елена Николаевна напомнила, что в Общенациональном плане действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, одобренном Правительством Российской Федерации в сентябре 2020 года, с целью создания условий для поддержки и развития индивидуального, малого и среднего предпринимательства закреплены задачи в сфере контрольно-надзорной деятельности:
- – актуализации всех обязательных требований;
- – ограничению существенного роста числа проверок в 2021 году по сравнению с 2020 годом (включая ограничение оснований их проведения);
- – созданию системы профилактики нарушений, механизма досудебного обжалования принимаемых контрольно-надзорными органами решений;
- – переходу на «безбумажное взаимодействие контрольных органов и проверяемых лиц».
- Реализация их направлена на гармонизацию отношений, на «разгрузку» взаимодействия и повышение эффективности всех видов контактов проверяющих и проверяемых.
- Эти задачи отражены и в новых Федеральных законах от 31 июля 2020 года:
- – «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (№ 248-ФЗ);
- – «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (№ 247-ФЗ).
- «К сожалению, под действие данных законов по-прежнему не попадают:
- – более 20 видов государственного контроля (включая налоговый, таможенный, валютный контроли, контроль в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем);
- – деятельность правоохранительных органов;
- – прокурорские проверки;
– административные расследования», – отметила Е.Н. Артюх.
А ведь любую форму контроля бизнес считает проверкой со всеми административными, организационными, финансовыми рисками и издержками. Оценивая уровень «административного давления», предприниматель учитывает все виды взаимодействия с контрольными и надзорными органами, независимо от того, под какой закон они попадают.
По мнению Уполномоченного, что это одна из причин, почему по опросным направлениям в национальном рейтинге инвестпривлекательности в 2020 году Свердловская область, к сожалению, ухудшила свои позиции по показателю «Доля компаний, столкнувшихся с административным давлением при взаимодействии с органами власти и естественными монополиями» (из группы «А» Свердловская область переместилась в группу «С»).
«Поэтому при реализации реформы контрольно-надзорной деятельности важен комплексный подход, охватывающий все виды и весь объем проверочных мероприятий, проводимых в отношении бизнеса», – подчеркнула Е.Н. Артюх.
В 2020 году жалоб на проверки к Уполномоченному поступило 8 % от общего количества (в 2019 году это было 18 %). Впервые за последние 5 лет зафиксировано существенное снижение объема обращений по этой тематике.
Полагаем, это обусловлено мораторием на плановые проверки и существенным ограничением оснований для проведения внеплановых проверок в прошлом году, а также реально начавшимися переменами во взаимоотношениях контрольно-надзорных органов и проверяемых.
Например, в 2019 году Уполномоченный обозначал проблему фактического расширения предмета проверки по сравнению с заявленным на старте, включал эту проблему в свой Ежегодный доклад. Особенно она касалась так называемых внеплановых проверок «по поручению».
«По обращениям предпринимателей в прошлом году мы ее не видели в качестве системной. Надеюсь, и в текущем году будет так. Хотя в январе и феврале 2021 доля жалоб на проверки опять приблизилась к 18 %.
Тенденция тревожная, но посмотрим, что будет по итогам года», – сказал бизнес-омбудсмен и осветил наиболее проблемные моменты, связанные с проверками, по итогам 2020 года.
Во-первых, по-прежнему контрольно-надзорные органы не во всех подлежащих случаях заменяют административный штраф на предупреждение в отношении субъектов МСП.
Сокращение доли предупреждений – один из показателей, из-за которого понизились позиции некоторых контрольно-надзорных органов в Свердловской области в Индексе административного давления – 2020 (за 2019 год), который был обсужден 8 сентября 2020 года на совместном заседании рабочей группы по координации реформы контрольной и надзорной деятельности в Свердловской области и Общественного экспертного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Свердловской области.
Например, у Управления Россельхознадзора по Свердловской области предупреждений было 20,6 % от общего числа наказаний, а общероссийский – 22,3 %. При этом по количеству проверок и доле административных расследований позиции Управления Россельхознадзора были существенно лучше общероссийских.
- У Государственной инспекции труда Свердловской области предупреждений от общего числа наказаний только 8 % при среднем по стране – 21 %.
- Неприменение контрольно-надзорными органами во всех подлежащих случаях предупреждений приводит к возникновению неоправданных финансовых издержек у субъектов МСП, а сейчас в период восстановления экономики это особенно чувствительно.
- Административные штрафы и приостановление деятельности должны применяться лишь в качестве исключительной меры, когда применение предупреждения объективно невозможно.
- Во-вторых, в ходе работы по жалобам выявлялись факты необоснованного привлечения предпринимателей к административной ответственности.
- В отдельных случаях права заявителей были восстановлены после обращения Уполномоченного в контрольно-надзорный орган с представлением правовой позиции и просьбой о проведении внутриведомственного контроля законности привлечения проверенных предприятий к административной ответственности.
- Это еще раз подтверждает важность развития механизмов внесудебного контроля при разрешении конфликтов в ходе и по результатам проверок.
Еще одна тема – очень важно оказывать методическую помощь предпринимателям в устранении выявленных на проверке нарушений до ее завершения.
Конечно, если для этого не требуется существенных финансовых и временных затрат.
Уполномоченный считает, что при оценке эффективности деятельности контрольно-надзорных органов нужно учитывать долю нарушений, устраненных в результате такой методической помощи, до окончания проверки.
Также Е.Н. Артюх рассказала, на что обращают внимание предприниматели в текущем году.
Во-первых, сохраняется проблема необоснованного привлечения предпринимателей к административной ответственности.
Сейчас на рассмотрении у Уполномоченного находится жалоба общества с ограниченной ответственностью из г. Полевского на сотрудников полиции.
Заявитель полагает, что они необоснованно составили протоколы об административном правонарушении в сфере лесопользования, изъяли лесовозы с древесиной и поместили их на штрафстоянку по причине, якобы, ненадлежащего оформления грузосопроводительных документов на спиленный лес. Административные дела были переданы в суд.
На обращение Уполномоченного в прокуратуру области с предложением провести проверку доводов заявителя был получен ответ, что вопрос о принятии мер прокурорского реагирования будет решен после вступления в законную силу судебных актов, вынесенных по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях. При этом мер прокурорского реагирования по результатам проверки не было принято, хотя, по мнению бизнес-омбудсмена, для этого были все основания.
Мировой судья прекратил производства по делам об административных правонарушениях в отношении общества и его директора в связи с отсутствием состава административного правонарушения; постановил возвратить собственнику изъятые транспортные средства с древесиной. Незаконно изъятое из предпринимательского оборота имущество удерживалось правоохранительными органами более трех месяцев. Такие факты явно не способствует улучшению делового климата. И, конечно, расценивается бизнесом, как «административное давление».
Еще пример. Общество с ограниченной ответственностью из Екатеринбурга сообщило о незаконных действиях Уральской электронной таможни. При рассмотрении жалобы Е.Н.
Артюх выявила систематические нарушения прав субъекта внешнеэкономической деятельности: за последние полтора года таможенными органами было вынесено около двух десятков незаконных требований об изменении сведений в декларации на товары до их выпуска, а по сути – предъявлены незаконные требования о доплате НДС при экспорте товаров медицинского назначения. Для выпуска товаров в оборот предприятие вынуждено было перечислить дополнительно налог на добавленную стоимость в общей сложности более 1 млн 700 тыс. рублей.
Все требования таможни признаны судом недействительными, в том числе и по результатам участия Уполномоченного в судебной защите.
Несмотря на сложившуюся судебную практику, таможня продолжает принимать незаконные решения, ссылаясь на указания ФТС и письма Минфина России, явно противоречащие позиции Росздравнадзора – основного регулятора в вопросах оборота медицинских изделий.
Несовпадение позиций федеральных контрольно-надзорных ведомств создает существенные риски и приводит к возникновению дополнительных издержек бизнеса.
За системным разрешением ситуации Уполномоченный Е.Н. Артюх обратилась к Уральскому транспортному прокурору (который впоследствии направил материалы в Генпрокуратуру), федеральному бизнес-омбудсмену и руководителю Федеральной таможенной службы. Надеемся на позитивный итог в интересах всех участников ВЭД.
- Приведенные примеры еще раз подтверждают важность оценки проверочной нагрузки на бизнес не только по мероприятиям и видам контроля, реализуемым в рамках Федерального закона о проверках – № 294-ФЗ (или нового № 248-ФЗ), но и по другим.
- Во-вторых, предприниматели обращают внимание на отдельные затруднения при взаимодействии с территориальными отделами контрольно-надзорных органов на местах.
- 17 февраля 2021 года Уполномоченный провел совместный прием предпринимателей в городе Реже с Главой муниципального образования и городским прокурором. В ходе приема предприниматели говорили о сложностях при взаимодействии с территориальным подразделением Роспотребнадзора, жаловались на:
- – отсутствие необходимого информирования и разъяснений относительно обязательных требований;
- – необоснованно высокие цены на лабораторные исследования на территории;
- – отсутствие достаточных разъяснений в ходе проверки, какие именно требования нарушены, чем они регулируются, чтобы их можно было оперативно устранить;
- – отсутствие эффективного противодействия нелегальному предпринимательству в рамках полномочий.
По результатам приема ситуация сейчас взята на контроль городским прокурором. Нужно ещё раз обратить внимание руководителей на важность информационного содействия предпринимателям на местах.
Тем более, что в рамках «регуляторной гильотины» сейчас реализуется масштабная работа по обновлению и систематизации обязательных требований. Естественно, что у предпринимателей возникает много вопросов по этим изменениям.
И, в-третьих, у предпринимателей остаются вопросы по механизму определения категорий рисков и классов опасности относительно используемых ими объектов или осуществляемой деятельности для целей планирования проверок. Сохраняются затруднениях при попытках перейти в более низкую категорию риска.
Завершая выступление, Е.Н. Артюх проинформировала, что Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Б.Ю.
Титовым начата работа по составлению «Индекса административного давления – 2021». Индекс традиционно входит в Доклад федерального бизнес-омбудсмена Президенту Российской Федерации.
Не исключено, что Индекс будет учитываться и в Национальном рейтинге инвестпривлекательности.
Напомним, что позиции Свердловской области в 2020 году в нем снизились: с 44 места до 48, но интегральный показатель несколько улучшился (с 3,9 до 3,8). Как уже отмечалось выше, ситуация была подробно проанализирована на совместном заседании рабочей группы по координации реформы КНД в Свердловской области и Общественного экспертного совета при Уполномоченном.
По итогам обсуждения были приняты решения о реализации общих подходов в деятельности контрольно-надзорных органов с целью повышения позиций Свердловской области в Индексе.
«Считаю, что их реализация улучшит качество взаимодействия проверяющих и проверяемых, а также позволит привести к балансу интересы бизнеса и безопасность охраняемых законом интересов и ценностей», – выразила мнение Е.Н. Артюх.
Назад к списку
Как проходят проверки малого бизнеса в 2021 году: к чему предпринимателю быть готовым
Правительство РФ ввело мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства — это вы наверняка слышали. Постановление будет действовать весь 2021 год. Важные нюансы о том, как теперь будут производить контрольно-надзорные мероприятия и чего ждать предпринимателям, читайте в статье.
Мораторий на проверки предприятий
Постановление, о котором было сказано выше, принято для снижения административной нагрузки на малый бизнес и быстрого экономического роста. Однако мораторий будет действовать не для всех субъектов предпринимательства и не всегда.
Полностью освобождены от плановых проверок:
- некоммерческие объединения, в которых работает в среднем не более 200 сотрудников. Исключение — некоммерческие организации, признанные иностранными агентами, и политические партии;
- ООО и ИП, которые относятся к малому и среднему бизнесу.
Причинами для внеплановой проверки таких предприятий могут быть:
- персональные проверки — если мониторинг деятельности бизнеса производится в рамках поручения правительства или президента РФ относительно конкретного юридического или физического лица;
- мероприятия, которые осуществляются для контроля выполнения предписаний предыдущей проверки. Предприниматель или ООО должны продемонстрировать, что приняты меры для предотвращения угрозы здоровью и жизни граждан;
- факты угрозы или совершения вреда жизни и здоровью граждан, а также если имеется опасность возникновения чрезвычайной ситуации. Проверка должна быть согласована с прокуратурой;
- выявление неправдивых сведений, указанных в лицензионных документах, а также проверки предприятия перед восстановлением действия лицензии;
- требование прокуратуры, когда основанием для проверки служит обращение граждан или материалы дела;
- выявление грубого нарушения законодательства предпринимателем или ООО;
- принудительная приостановка деятельности бизнеса.
С 1 июля вступает в силу принятый ранее закон № 248 от 31.07.2020 г. Теперь инспекторы смогут проводить не выездные проверки, а инспекционные визиты, а длительность проверки составит максимум 10 дней. К тому же контрольные мероприятия могут проводиться дистанционно — онлайн через видеосвязь.
Проверку могут инициировать не только налоговики, но и другие ведомства: ФСС, ПФР, ФМС, Роспотребнадзор, пожарная служба, трудовая инспекция и др.
Что может стать причиной внеплановой проверки малого бизнеса
Если предприятие замечено в грубом нарушении законодательных норм, налогового кодекса или прав потребителя, то проверок от разных инстанций не избежать. В остальных случаях предсказать внеплановую проверку достаточно сложно — здесь играют роль множество факторов, в том числе и человеческий.
В первую очередь, должно насторожить то, что налоговики вдруг потребовали от ИП или организации полный пакет документов или какие-либо пояснения по своей предпринимательской деятельности. Нужно просмотреть, с какими контрагентами были совершены сделки за последнее время — возможно среди них есть субъект, давно находящийся под подозрением у ФНС.
Чаще всего налоговые проверки происходят по таким причинам:
- налоговая база сформирована с ошибками и противоречиями;
- отчисления бизнеса по налогам ниже, чем в среднем по данной отрасли;
- в отчетности за этот год имеются значительные отличия финансово-хозяйственных показателей от значений в прошлом году;
- ФНС получила сведения, которые противоречат показаниям предпринимателя в его отчетности;
- налоги платятся с опозданием, отчетность сдается не вовремя.
Спровоцировать внеплановую проверку также может конфликт с конкурентом — владелец предприятия может подать заявление с серьезными обвинениями в прокуратору или в другие органы.
Что делать, если вы нашли себя в плане проверок, несмотря на мораторий по проверкам в 2021 году
Сейчас активно формируется новая система проверок ИП и ООО. При этом сокращается число и плановых, и внеплановых мероприятий, а информация о запланированных визитах имеется в открытом доступе.
Например, через онлайн-сервис Генпрокуратуры «Единый реестр проверок» можно найти информацию о запланированных проверках на 2021 год. ФНС публикует документ с данными по плановым контрольным мероприятиям на своем сайте — каждый может скачать документ и выполнить поиск своего предприятия по ИНН.
Если ООО или ИП нашел себя в списке проверяемых в 2021 году, но на него распространяется действие моратория, то просто игнорировать полученную информацию не стоит. Чтобы исключить себя из реестра проверяемых, нужно:
- подать заявление по форме № 1268 «Об утверждении правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки юридического лица и ИП из ежегодного плана правовых проверок»;
- приложить к заявлению обосновывающую документацию (справку о численности сотрудников, копию книги учета доходов и расходов и др.).
У контролирующего органа будет 10 дней на рассмотрение полученного заявления. После чего данные о предприятии будут исключены из реестра или заявитель получит аргументированный отказ.
Писать заявление можно не только до начала проверки, но и если она уже инициирована сотрудниками ведомства. В этом случае на время рассмотрения заявления все мероприятия приостанавливаются.
Как подготовиться к проверке
Визит сотрудников надзирающих органов не означает, что они могут получать любые данные от любых работников предприятия. У проверяющего, как и проверяемого есть определенные права и обязанности.
Например, проверять бизнес можно только в присутствии собственника или его доверенного лица, и только они могут давать разъяснения по вопросам финансово-хозяйственной деятельности.
Наемные работники могут отвечать проверяющим только в рамках своих должностных инструкций — то есть только о своей работе, не давая оценку и не делая выводы о предприятии в целом.
По статистике, во время проверок малого бизнеса чаще всего выявляют семь основных видов нарушений. Соответственно, чтобы подготовиться к проверке, нужно проконтролировать правильное документальное оформление и аргументацию таких событий:
- заключение гражданско-правового договора. В нем могут быть четко не прописаны обязанности работодателя и сотрудника;
- оформление трудового договора. Часто работодатели составляют документ с ошибками или уклоняются от заключения соглашения с работниками;
- выплата работнику зарплаты, соответствующей трудовому договору. Сотрудник предприятия может получать меньше, чем положено по документам;
- обучение по технике безопасности и охране труда, медицинские осмотры. Работники должны допускаться к выполнению обязанностей только после успешной проверки знаний и предоставлении необходимых справок из поликлиники;
- учет рабочего времени и оплаты при привлечении сотрудника к работе в выходные и праздничные дни, в ночное и сверхурочное время;
- увольнение работника по инициативе работодателя. Больше всего нарушений выявляется при сокращении численности штата или ликвидации организации;
- размер заработной платы. Он не должен быть ниже установленного законом МРОТ.
За каждое выявленное нарушение надзорными органами будет устанавливаться сумма штрафа. Она соответствует значимости правонарушения, иногда могут только вынести предупреждение.
Гость, для Вас есть резерв в группе на новом курсе Мы выяснили, что тяжелее всего бухгалтерам дается финанализ и планирование бюджета. Учли это и вложили в новый курс повышения квалификации «Антикризисный управленческий учет и бюджетирование».
Старт 1 апреля. Разберем пошагово управленку и бюджетирование с нуля до внедрения в 1С.
План проверок предпринимателей на 2022 год
В 2021 году Генпрокуратура России ввела в эксплуатацию главную информсистему в сфере контрольно-надзорной деятельности — Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ).
Ресурс был создан для того, чтобы обеспечить прозрачность контрольной деятельности и цифровизировать обмен информацией между ведомствами. Теперь любой визит проверяющего к бизнесмену возможен лишь после внесения сведений об этом в ЕРКНМ.
Проверить, попал ли бизнес в информсистему, можно, указав такие реквизиты, как ОГРН, ИНН, месяц проверки, адрес и др.
Количество запланированных на 2022 год проверочных мероприятий станет минимальным за 12-летний период. Из 367 000 предложений контролеров прокурорами согласовано 292 000.
Для сравнения: план на 2021 год включал 360 000 проверок, а на 2020 год — 384 000 проверок.
Какой бизнес не будут проверять в 2022 году
Постановление Правительства РФ от 08.09.2021 N 1520 приостановило плановые проверки малого бизнеса. Под проверки не попадут юрлица и ИП, сведения о которых включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Узнайте, насколько вероятна выездная налоговая проверка в вашей организации. Введите необходимые данные, и программа даст оценку на основании 12 критериев.
Узнать больше
На некоторые проверки мораторий не распространяется:
- на проверки бизнеса, чья деятельность или производственные объекты отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков, к I или II классам опасности, I, II, III классам опасности производственных объектов, I, II, III классам гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного госконтроля (надзора);
- на проверки бизнеса, в отношении которого в течение предыдущих 3 лет вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения по КоАП РФ или наказания в виде административного приостановления деятельности, дисквалификации либо решения о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании;
- на проверки в отношении соблюдения лицензиатами лицензионных требований;
- на проверки, проводимые в рамках внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, а также федерального госнадзора в области использования атомной энергии.
Что изменится в плановых проверках в 2022 году
В Федеральном законе от 31.07.2020 № 248-ФЗ появились некоторые новшества в методике проверок, которые, как предполагается, должны снизить административную нагрузку и сократить количество личных контактов между контролерами и предпринимателями.
Короткие визиты вместо длительных проверок. Контролирующий орган вправе заменить многодневную выездную проверку коротким инспекционным визитом (ст. 70 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Дистанционный надзор. Появится возможность вести надзор с помощью аудио- и видеосвязи (ст. 56 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). На сайте правительства уточняется, что этот формат будет использоваться как для небольших, так и для более крупных компаний.
Какие компании не будут проверять в 2022 году по мораторию на проверки
Решением правительства продлен мораторий на плановые проверки малого бизнеса на 2022 г. Только плановые! Внеплановые проверки и проверки компаний, с высокими рисками никто не отменял.
Постановление Правительства РФ от 08.09.2021 № 1520 «Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» вступило в силу со дня опубликования.
Компании малого и среднего бизнеса должны быть исключены из планов контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год. Речь идет только о плановых проверках.
Ряд компаний, деятельность которых может нести опасность для граждан, а также компании – носители гостайны составляют исключение.
«Мораторий коснется порядка 100 тыс. субъектов малого бизнеса», — сообщил Мишустин.
Кто не подпадает под мораторий на плановые проверки
Мораторий на плановые проверки на 2022 год введен для малого и среднего бизнеса. Но, не все фирмы смогут вздохнуть с облегчением.
- Плановые проверки не отменяются на вредных и опасных производствах с высокими рисками для жизни и здоровья работников.
- Проверки без ограничений будут проводится в компаниях, которые в течение трех последних лет нарушали законодательство и получали административное наказание за грубые нарушения, в том числе в виде дисквалификации руководителя либо приостановления деятельности, либо приостановления действия лицензии.
- Под мораторий не подпадают:
- вредные и опасные производства с высокими рисками для жизни и здоровья работников;
- фирмы МСП, которым в течение последних 3-х лет было вынесено административное наказание за грубые нарушения;
- компании, у которых в течение последних 3-х лет был дисквалифицирован руководитель;
- компании, деятельность которых по решению надзорных органов приостанавливалась в течение последних 3-х лет;
- компании, которые были временно либо полностью лишены лицензии и с момента наказания не прошло 3 года;
- организации, работающие на основании лицензий;
- организации, которые обязаны проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- предприятия, использующие атомную энергию.
Перечень компаний, которые вывели из-под моратория на проверки 2022 года во многом повторяет перечень тех, на кого не распространялся мораторий 2021 года.
Но, существенная разница все-таки есть. В 2021 году мораторий на проверки не распространялся на компании здравоохранения, образования, социальной сферы, по производству драгоценных металлов и камней. Теперь, перечисленные компании также под мораторием. Их не будут проверять в 2022 году.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера. Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.
Единый реестр проверок прокуратурой юридических лиц и ИП
Государство возложило на прокуратуру обязанность контроля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках ведения ими хозяйственно-экономической деятельности.
Поводом для интереса надзорного органа могут стать: нарушение антимонопольного права, возникновение аварий или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и многое другое.
Владелец организации вправе заранее узнать о визите комиссии в реестре проверок на официальном сайте прокуратуры. Благодаря этому есть возможность подготовиться и легко пережить аудит высокопоставленных лиц.
Понятие и виды проверок прокуратурой
Президент РФ Владимир Путин обещал «не кошмарить бизнес», однако многие предприниматели сетуют на то, что количество проверок не уменьшилось. Поймать бизнесмена на административном или уголовном правонарушении мечтают многие ведомственные органы.
Среди них прокуратура, которая имеет широкие основания провести аудит любого субъекта частного экономического сектора 1 раз в 3 года. Такое право надзорному органу предоставляет Федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 г.
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…»
Правда, перед визитом, инспектируемые ООО, ОАО или ИП предупреждают.
Данные о предстоящем аудите заносятся в реестр проверок прокуратуры, который находится в открытом доступе (согласно догматам федеральной программы «Открытое государство» от 2011 г.).
В зависимости от деятельности организации и сложившихся обстоятельств, к интересующему субъекту могут быть применены следующие виды прокурорского аудита:
И та, и другая инспекция могут носить определенный характер:
- Целевая: по жалобе потребителя, муниципального или государственного органа.
- Комплексная: прокурорский аудит исполнения законодательства в разных сферах предоставления услуг. Например, медицина, общепит, гостиничный бизнес и др.
- Сквозная: аудит исполнения отдельно взятого предписания для определенных субъектов частного экономического сектора. Например, пожарные выходы из ТЦ должны соответствовать утвержденным размерам.
- Совместная: проводится сотрудниками различных специализированных прокуратур: контрольно-надзорная, транспортная, природоохранная и другие.
- Контрольная: надзорный аудит за полнотой проведенной проверки одной из специализированных прокуратур.
- Повторная: разновидность контрольной инспекции с целью выявления нарушений в исполнении ранее выданных предписаний.
- Показательная: проводится опытным прокурором для передачи опыта молодому сотруднику.
Вместе с этим, прокурорская проверка может быть:
- выездной;
- документарной (камеральной).
Здесь все понятно: либо вы отвозите документы в надзорный орган, либо сотрудники едут к вам — осматривать территорию, сверять с балансом здания, оборудование, транспортные средства и прочее. Вы можете найти свою организацию в реестре проверок Генеральной прокуратуры и заранее подготовиться к назначенному аудиту, с учетом его вида и характера.
Что надо знать о сводных планах проверок
Утверждением сводных планов проверок занимаются региональные прокуратуры. Как правило, это происходит в конце календарного года, и уже в 20-х числах декабря можно найти (не найти) свою организацию в «черном» списке. О проверках федерального государственного надзора (по отдельным регионам) информация размещена только на сайте Генеральной прокуратуры РФ.
Как получить сведения относительно проводимых проверок
Предприниматель или руководитель коммерческой организации может узнать план надзорного аудита на сайте Генеральной прокуратуры РФ в разделе «Сводный план проверок предпринимательства».
В поисковой форме выберите год и впишите номер ИНН, а затем нажмите «Искать». Веб-сервис отобразит информацию. Вместе с этим, сводный план проверок прокуратуры можно отыскать на сайте регионального надзорного органа или веб-ресурсе муниципалитета.
В остальных случаях можете воспользоваться «Единым реестром проверок».
Какая информация размещается из Единого реестра проверок
Размещение информации о предстоящем прокурорском аудите субъекта предпринимательства на государственном портале «Единый реестр проверок» утверждено ст. 13.3 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юрлиц и ИП…» Оператор площадки указывает:
- учетный номер проверки;
- сведения из распоряжения или приказа;
- сведения из акта предстоящей инспекции;
- результаты прокурорского аудита (были ли выявлены нарушения);
- указание на принятые меры в отношении выявленных нарушений.
Ведение реестра и точность предоставляемой информации в открытом доступе контролируется действующим законодательством РФ.
Результаты проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Многие организации корректно ведут свою деятельность, поэтому прокурорская инспекция у них не находит нарушений. Но есть такие компании, где руководитель и коллектив практикуют безответственный подход к работе. Здесь прокуратура легко выявит недостатки и грубое попрание закона. В таком случае представитель надзорного органа имеет основание:
- Выписать требование об устранении выявленных нарушений со стороны сотрудников компании.
- Выписать предупреждение о недопустимости определенных действий (бездействий), образовывающих состав административного или уголовного правонарушения.
- Составить иск в судебный орган о приостановке деятельности или ликвидации предприятия в связи с грубейшими нарушениями действующего законодательства.
В процессе инспекции прокурорский работник может обратить внимание на другие факты пренебрежения законом, не входящие в регламент текущей проверки.
В таком случае он обязан действовать в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре…», а именно — сообщить о выявлении недостатков своему начальству. Возможно, по новым фактам будет назначена дополнительная проверка.
Требовать устранения выявленных правонарушений в рамках текущего аудита должностное лицо не уполномочено. Но проигнорированы они не будут, а, как было сказано выше, информация поступит руководству.
Любая организация из числа ОАО, ООО или ИП не чаще чем 1 раз в 3 года может попасть под аудит надзорного органа. Генеральная прокуратура публикует сводный план проверок на своем сайте.
Аналогичные действия по информированию производят региональные прокуратуры на ведомственных ресурсах. Поэтому узнать о визите инспекции можно заранее и подготовиться надлежащим образом.
Главное — помнить, что у прокурорских работников широкие полномочия, и в случае грубых нарушений законодательства они вправе приостановить деятельность компании через суд.