Право

ГД приняла поправки об установлении тарифом ОСАГО с учетом характеристик водителя

Этой весной автомобилистов ждут масштабные изменения в ОСАГО. Нововведения связаны как с ранее запланированными реформами, так и с экономическими последствиями, вызванными ситуацией на Украине. Кроме того, водителей ждут сезонные события и новые ограничения в связи с санкциями.

Autonews.ru составил подробный список того, что изменится с 1 апреля и в ближайшее время после этой даты.

Меняется расчет стоимости ОСАГО: для попавших в аварию водителей цена станет выше

С 1 апреля 2022 года заработают новые коэффициенты страховых тарифов «бонус-малус» — КБМ. Чем реже водитель попадает в аварии, тем ниже этот коэффициент и тем меньше цена страховки. Это изменение было запланировано уже давно: указание Центрального Банка о новых тарифах ОСАГО было выпущено еще 29 декабря 2021 года.

Минимальный коэффициент, по которому рассчитывается размер страховой премии, уменьшится с 0,5 до 0,46. Максимальная скидка за безаварийное вождение увеличится на 4% и составит 54% против 50%.

Для аварийных водителей, которые стали виновниками ДТП, максимальный КБМ, наоборот, значительно повышен: до 3,92 против 2,45. Как заявили страховщики, корректировка коэффициента «бонус-малус» актуализирует стоимость ОСАГО в соответствии с запросами рынка. Также они должны будут стимулировать безаварийное вождение.

Как объяснили Autonews.ru в РСА, при прочих равных условиях, цена полиса ОСАГО для безаварийного водителя станет меньше на 8% по сравнению с нынешней минимальной ценой для него же.

Минимальный коэффициент, как и сейчас, будет у водителей, которые не допускали ДТП по своей вине в течение 10 лет.

Автовладельцы, которые становятся виновниками ДТП три и более раз в течение года могут получить максимальный КБМ.

ГД приняла поправки об установлении тарифом ОСАГО с учетом характеристик водителя

Коэффициент страховых тарифов в зависимости от количества произведенных страховщиками страховых возмещений в предшествующие периоды (далее — коэффициент КБМ) определяется в соответствии со следующей таблицей (Источник — Центробанк)

Страховщики будут применять этот КБМ с 1 апреля 2022 года при расчете страховой премии по договорам ОСАГО, заключенным включительно по 31 марта 2023 года.

КБМ — один из основных параметров для расчета страхового тарифа по ОСАГО.

Чтобы понять, сколько придется платить автомобилисту, работает следующая формула: базовый тариф х территориальный коэффициент х КБМ х коэффициент возраста и стажа х коэффициент, связанный с количеством водителей, допущенных к управлению х коэффициент мощности двигателей и других технических характеристик х коэффициент сезонности.

Например, если у водителя был пятый класс КБМ (КБМ = 0,9), и он стал виновником одного ДТП в течение года, то с 1 апреля 2022 года его класс КБМ будет третий, а значение КБМ = 1,17. Если он стал виновником ДТП два раза за год, то ему будет присвоен первый класс КБМ, а коэффициент будет равен 2,25.

«За первое полугодие 2021 года количество безаварийных автовладельцев выросло на 3,3 млн в сравнении с аналогичным периодом 2020 года. Абсолютное большинство — более 94% водителей — получили скидку на ОСАГО от 5% и выше», — прокомментировал изменения исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.

Правда, стоит отметить, что в марте 2020 года началась пандемия и россиянам пришлось много времени проводить дома, а водителям — реже выезжать на дороги и попадать в ДТП. О такой тенденции рассказывали Autonews.ru столичные инспекторы ГИБДД. В итоге такое положение дел хорошо отразилось на КБМ автомобилистов в 2021 году.

Запрет дорогих автомобилей из Японии

С 5 апреля 2022 года власти Японии вводят запрет на экспорт в Россию предметов роскоши. Санкции распространятся, в том числе на премиальные автомобили ценой от 6 млн иен ($49,2 тыс. по текущему курсу) и мотоциклы дороже 600 тыс. иен ($4,9 тыс.). Об этом объявил министр экономики, торговли и промышленности страны Коити Хагиуда, сообщает Reuters.

Ранее премьер-министр Японии Фумио Кисида заявил о запрете поставок предметов роскоши в Россию. Под такие запреты могут попасть большинство из модельной линейки марки Lexus.

К примеру, модель Lexus LX стоит в Японии от 10,348 млн рублей ($120 тыс. по курсу на 30 марта). Также под ограничения подпадают ряд моделей Infiniti — например, QX80.

Что касается Toyota, то у этой компании могут возникнуть проблемы при ввозе Land Cruiser 300.

Новые справочники на запчасти для ремонта по ОСАГО и каско

В ближайшее время РСА совместно с Центробанком доработает и выпустит новые справочники запчастей для расчета стоимости ремонта автомобилей по полисам ОСАГО и каско.

19 марта РСА уже публиковал такие справочники, однако в них не успели участь резкое подорожание запчастей, которое случилось в конце февраля и начале марта.

В итоге получилось так, что выбор денежного возмещения по ОСАГО для автомобилистов стал крайне нежелательным решением — появился риск получить расчет по старым ценам, которого может просто не хватить на ремонт.

В РСА посоветовали водителям выбирать именно направление на ремонт до публикации нового свода справочников.

ГД приняла поправки об установлении тарифом ОСАГО с учетом характеристик водителя

 Андрей Никеричев / АГН «Москва»

Как рассказали в РСА, скачки цен на запчасти будут учтены в новых документах. Кроме того, Центробанк должен представить новую методику для расчета ремонта. Страховщики не исключили, что в документе появится и новая номенклатура — например, не оригинальные запасные части, которыми также будут ремонтировать автомобили.

Дело в том, что некоторые производители (например, Bosch) заморозили работу в России. Поэтому, по мнению страховщиков, ориентироваться на их цены в марте 2022 года нецелесообразно.

Ведь достать эти запчасти в ближайшее время станет просто нереально. Страховщики оценят предложения на рынке, а также цены новых поставщиков (если они появятся).

Кроме того, не исключено, что при ремонте будет допущена возможность использовать б/у запчасти.

Новые причины для подорожания ОСАГО

Как объясняли в пресс-службе РСА, сохранение прежних цен в справочниках помогало удержать стоимость ОСАГО на прежнем уровне. С появлением новых справочников цена ремонта по ОСАГО станет дороже. А это, как не исключают участники страховой отрасли, приведет к новой волне подорожания полисов ОСАГО.

Сделать это можно технически в рамках действующего тарифного коридора: для частных автомобилистов, которые ездят на легковых автомобилях, установлена базовая ставка в границах от 2 224 до 5 980 рублей. Для мотоциклов, мопедов и легких квадроциклов—от 438 до 2 013 рублей.

ГД приняла поправки об установлении тарифом ОСАГО с учетом характеристик водителя

 Кирилл Зыков / АГН «Москва»

Генеральный директор Совкомбанк Страхование Игорь Лаппи в беседе с Autonews.ru объяснил: если наметившийся тренд с подорожанием запчастей продолжится, то подорожание ОСАГО возможно. Рост, по его оценкам, может быть в пределах роста уровня инфляции.

«Пока конкретный рост прогнозировать практически невозможно, так как мы не понимаем, как может сложиться ситуация. Сначала был рост стоимости запчастей в пределах от 20% до 50%, но завтра можем увидеть обратный тренд», — объяснил Лаппи.

Есть и еще одна причина, по которой может вырасти цена ОСАГО. Центробанк после предложения правительства с 4 марта 2022 года получил право сколько угодно пересматривать действующие тарифы по ОСАГО — до вступления в силу соответствующего закона это можно было делать только раз в год.

Рейды ГИБДД по техосмотру

С приходом весны ГИБДД будет значительно чаще проводить профилактические мероприятия «Технический осмотр».

Чем больше в регионе будет ДТП по вине водителей на машинах без техосмотра, тем больше будет таких проверок.

К примеру, в инспекции по Нижегородской области рассказали, что количество аварий с участием автомобилей с неисправностями, при которых их эксплуатация запрещена, выросло на 45%.

Правоохранители напомнили, что с 1 марта 2022 года штраф за езду без диагностической карты техосмотра возрос до 2000 рублей. Также в УГИБДД Нижегородской области напомнили, что частным автовладельцам техосмотр с января 2022 года нужно проходить:

  • при постановке на учет автомобиля старше 4 лет;
  • при смене владельца автомобиля старше 4 лет;
  • при оформлении внесения изменений в конструкцию автомобиля или замены его основного компонента.

Кроме того, от техосмотра не освободили водителей, которые используют автомобиль не только в личных целях — например, в качестве такси, для перевозки пассажиров или в служебных целях. В этом случае проходить техосмотр необходимо в обязательном порядке.

ГД приняла поправки об установлении тарифом ОСАГО с учетом характеристик водителя

 Autonews.ru

При выявлении фактов управления транспортом без диагностической карты сотрудники ГИБДД будут составлять протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 12.5 КоАП — штраф 2 тыс. руб.

Смена резины на летнюю

Как рассказал научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд, летняя резина актуальна только при погоде, когда температура стабильно держится на уровне +5-7 градусов. Такая температура характерна для второй половины апреля.

Как, в свою очередь, отметил технический директор международной сети автосервисов FIT SERVICE Алексей Рузанов, это должно быть не единоразовое повышение, а именно среднесуточная температура. И держаться она должна в течение недели. Перед сменой резины эксперт посоветовал обязательно проверить ближайший прогноз погоды на 7 дней вперед — если ожидается «минус», то переобуваться еще рано.

Читайте также:  Может ли сотрудник отказать в выдаче прав без оплаты штрафа?

Сегодня вступили в силу поправки к Закону об ОСАГО

ГД приняла поправки об установлении тарифом ОСАГО с учетом характеристик водителя

24 августа 2020 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», направленные в том числе на персонализацию страхового тарифа в отношении каждого страхователя и учет истории вождения каждого водителя.

Главное новшество – страховщикам предоставлено право дифференцировать применяемые ими базовые ставки страховых тарифов (в пределах установленных ЦБ РФ минимальных и максимальных значений) в зависимости от определенных факторов.

Ряд таких факторов приведен непосредственно в законе.

К их числу относится, например, неоднократное в течение года до заключения договора ОСАГО привлечение страхователя или допущенных к управлению водителей к административной ответственности за проезд на красный свет, превышение допустимой скорости движения более чем на 60 км/ч или выезд на встречную полосу (за исключением случаев, когда такие нарушения зафиксированы камерами, а также если данные правонарушения сопровождались наступлением страхового случая, учитываемого при определении коэффициента страховых тарифов).

Кроме того, для страховщиков предусмотрена возможность учитывать при установлении базовых ставок «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда». Банк России в качестве примера подобных факторов называет возраст и пробег транспортного средства, семейное положение и наличие у водителя детей, оснащение автомобиля телематическим устройством.

Факторы, в зависимости от которых страховщик устанавливает значения базовых ставок страховых тарифов, должны быть указаны им в методике расчета страховых тарифов, а информация о применяемых факторах – размещена на его сайте. Центробанк же установит перечень факторов, применение которых не допускается.

В связи с перечисленными изменениями будет обновлено указание Банка России о страховых тарифах по ОСАГО. В нем в том числе будет приведен перечень факторов, применение которых не допускается при установлении страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов. Однако документ пока не утвержден.

Отметим некоторые иные нововведения:

  • страховщики теперь обязаны обеспечивать на своих сайтах возможность расчета страхователями страховой премии по договору ОСАГО.
  • в Законе об ОСАГО закреплена обязанность потерпевшего проинформировать страховщика о месте, дате и времени проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы поврежденного имущества или его остатков не позднее чем за три дня до ее проведения – для обеспечения возможности присутствия на ней страховщика (в случае самостоятельной их организации потерпевшим);
  • уточнен порядок расчета неустойки, уплачиваемой страховщиком страхователю – физическому лицу при несоблюдении срока возврата страховой премии или ее части в случае досрочного прекращения договора ОСАГО
  • скорректировано определение ограниченного использования транспортных средств юрлицами. В связи с этим у юрлиц появилась возможность заключать договоры ОСАГО с учетом ограниченного использования ТС не только в связи с их сезонным или иным временным использованием, но и в связи с ограничением круга лиц, допущенных к управлению транспортными средствами. При этом, с учетом поправок, минимальный срок сезонного использования сокращается для них с шести до трех месяцев в календарном году.

Изменения применяются к отношениям между потерпевшими, страхователями и страховщиками, возникшим из договоров ОСАГО, заключенных после 24 августа 2020 года.

Документы по теме:

Тариф ОСАГО стал персонифицированным

ГД приняла поправки об установлении тарифом ОСАГО с учетом характеристик водителя

Сейчас ключевым вопросом для рынка ОСАГО является то, сможет ли применение индивидуального тарифа и дальнейшее расширение коридора выправить ситуацию с убыточностью и при этом оставить цену полисов доступной / Андрей Гордеев / Ведомости

24 августа стартует второй этап реформирования ОСАГО, включающий дальнейшее расширение тарифного коридора еще на 10% в каждую из сторон, но главное – дающий возможность установления персонифицированного тарифа для каждого водителя.

При установлении тарифа страховщики теперь могут учитывать стиль вождения, социальные факторы, нарушения водителем ПДД.

Согласно проекту указания Банка России о тарифах территориальный коэффициент будет снижен примерно в двух третях населенных пунктов России.

Реформа началась 9 января 2019 г.: тарифный коридор был расширен на 20% вверх и вниз, что дало автостраховщикам простор для маневра в рамках определенного. На тот момент реформа была необходима, так как из-за убыточности выше 100% крупнейшие игроки рынка стали поговаривать об отказе от лицензии на автогражданку.

За прошедшие полтора года компании стали снова проявлять интерес к этому рынку, а цены на полисы, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), снизились в среднем на 5%. Средняя выплата при этом снова стала увеличиваться (рост на 2,3% – с 67 010 до 68 600 руб.

), что грозит страховщикам возвращением к убыточности.

Президент РСА Игорь Юргенс отмечает, что после старта реформы существенно выросла конкуренция между страховыми компаниями, от чего выиграли автовладельцы. «При этом в 2019 г. убыточность по ОСАГО вновь начала расти, по данным Банка России.

Хотя комбинированный коэффициент убыточности составил 94,5%, скорректированный показатель, включающий управленческие расходы пропорционально доле ОСАГО в заработанной страховщиками премии, по итогам прошлого года превышает этот порог», – говорит Юргенс.

человек – почти 90% всех автовладельцев – по итогам 2019 г. получили коэффициент бонус-малус меньше 1, т. е. скидку за безаварийную езду 

«Убыточность в сегменте ОСАГО до начала карантина росла в связи с увеличением цен на запчасти, – отмечает генеральный директор «Зетта страхования» Игорь Фатьянов. – При этом самой высокой она оказалась по полисам, оформленным через систему Е-гарант».

По словам директора департамента анализа и моделирования «Росгосстраха» Алексея Володяева, снижение убыточности было особенно ощутимо в период массовой самоизоляции в апреле – мае, но уже в июне этот показатель вновь пошел в рост.

Средняя премия по ОСАГО в «Росгосстрахе» за последние три года снизилась на 15%.

Сейчас ключевым вопросом для рынка ОСАГО является то, сможет ли применение индивидуального тарифа и дальнейшее расширение коридора выправить ситуацию с убыточностью и при этом оставить цену полисов доступной. «Страховщики смогут использовать накопленный в каско опыт, позволяющий достаточно точно предсказывать степень убыточности конкретного клиента.

А аккуратные водители смогут рассчитывать на более низкий тариф по ОСАГО», – считает Юргенс. При этом президент РСА полагает, что «поправки к закону об ОСАГО, которые вступят в силу 24 августа, не скажутся на средней премии по ОСАГО». Однако если стоимость запчастей продолжит расти, то к концу года средняя премия также может увеличиться, предупреждает он.

Фатьянов предсказывает, что сразу после начала второго этапа либерализации уровень тарифов останется на текущем уровне, но будет постепенно расти в связи с повышением стоимости запасных частей, которые определяют размер среднего убытка.

«Процент клиентов, для которых премия снизится, будет зависеть от ширины тарифного коридора: чем большим будет разрешенный диапазон, тем больше клиентов получат возможность сэкономить на ОСАГО.

По нашим оценкам, снижение затронет не менее 30% клиентов в течение полугода», – говорит он.

Для дисциплинированных водителей цены будут продолжать падать, в то время как для рисковой категории будут расти благодаря тому, что либерализация позволяет выйти из системы усреднения, считает Александр Щербаков, заместитель начальника управления методологии и андеррайтинга обязательных видов страхования СК «МАКС».

О значимости для страховщиков второго этапа реформирования ОСАГО говорит тот факт, что Сбербанк, который всячески сторонился этого проблемного вида страхования, в августе вошел на рынок.

Пока, правда, не с собственным продуктом – его запуск обещан, но отложен на неопределенный срок, зато с целым маркетплейсом, на котором продаются полисы девяти страховщиков.

Рыночные эксперты отмечают, что Сбербанк проявил дальновидность – с началом применения индивидуального тарифа он сможет собрать базу клиентов для выработки правильного тарифа для своего продукта ОСАГО.

«Обычно на сбор и анализ данных по хорошим и плохим клиентам уходит год-полтора, так что собственный продукт по ОСАГО Сбербанка, скорее всего, мы увидим не раньше 2022 г., – рассказал эксперт, пожелавший остаться неназванным. – И тогда страховщики пожалеют, что своими руками дали козыри в руки столь мощному конкуренту».

С 1 апреля изменится кбм в осаго. для кого подорожают страховки и почему выгодно продлить полис сейчас?

С 1 апреля начнут действовать новые коэффициенты бонус-малус (КБМ). Максимальная скидка по ОСАГО для автовладельцев, которые не были виновниками ДТП, вырастет, а для аварийных водителей полисы, напротив, станут дороже. Впрочем, не только им придется платить больше. Спросили у экспертов, кому еще и почему.

Читайте также:  ВС решал, можно ли вернуть проданную за долги квартиру

Как работает КБМ

КБМ, или, говоря простым языком, скидка за безаварийное вождение, — один из коэффициентов, которые применяют страховые компании для расчета стоимости ОСАГО. На него, как и на другие коэффициенты (территориальный, стаж и возраст автовладельца, количество допущенных к управлению водителей, мощность авто), умножается базовая ставка полиса.

«КБМ не зависит от региона или стажа вождения, а также пола и возраста водителя или параметров авто, — объясняет руководитель проектного офиса страховой вертикали Банки.ру Александр Макаров.

— Он зависит только от количества страховых случаев конкретного автомобилиста, которые были урегулированы страховой компанией в предыдущем году. Причем в ОСАГО под понятие «страховой случай» попадает не любое ДТП со страхователем, а только то, где он был признан виновником.

То есть если в прошлом году виновником ДТП были не вы, то этот случай не повлияет на ваш КБМ».

Обновляется КБМ один раз в год 1 апреля для всех автомобилистов, и в течение года он не пересматривается, даже если вы покупаете новый полис на другой автомобиль. Кроме того, ваш КБМ одинаков для всех видов транспорта, которыми вы управляете.

За каждый год безаварийной езды положена скидка в размере 5%, а максимально возможная экономия до последнего времени была 50% (при КБМ 0,5), которую водитель мог получить на десятый год безаварийной езды. Теперь она увеличится.

Как изменится КБМ

С 1 апреля 2022 года базовый коэффициент, который присваивается начинающим водителям, увеличивается с 1 до 1,17. Верхние и нижние границы «коридора» КБМ расширяются. Минимальный коэффициент станет меньше на 4 процентных пункта, снизившись с прежних 0,5 до 0,46. То есть скидка за езду без аварий будет уже 54% вместо прежних 50%.

При прочих равных условиях средняя цена полиса ОСАГО для безаварийного водителя, по оценке Российского союза автостраховщиков, станет меньше на 8% по сравнению с той, которая была ранее.

Но в рамках коридора каждый страховщик имеет возможность управлять тарифами, поэтому цена может различаться в разных компаниях для одного и того же водителя.

Максимальный коэффициент, который применяется к автовладельцам, наиболее часто становящимся виновниками ДТП, напротив, увеличивается с прежних 2,45 до 3,92. И полис может подорожать до 60%.

Таблица расчета КБМ, приведенная в указании ЦБ от 08.12.2021 № 6007-У

Источник: Банк России

№ п/п Класс КБМ на период КБМ Коэффициент КБМ на период КБМ Класс КБМ
0страховых возмещений за период КБМ 1страховое возмещение за период КБМ 2страховых возмещения за период КБМ 3страховых возмещения за период КБМ Более 3 страховых возмещений за период КБМ
1 2 3 4 5 6 7 8
1 М 3,92 0 М М М М
2 0 2,94 1 М М М М
3 1 2,25 2 М М М М
4 2 1,76 3 1 М М М
5 3 1,17 4 1 М М М
6 4 1 5 2 1 М М
7 5 0,91 6 3 1 М М
8 6 0,83 7 4 2 М М
9 7 0,78 8 4 2 М М
10 8 0,74 9 5 2 М М
11 9 0,68 10 5 2 1 М
12 10 0,63 11 6 3 1 М
13 11 0,57 12 6 3 1 М
14 12 0,52 13 6 3 1 М
15 13 0,46 13 7 3 1 М

Пять столбцов таблицы справа показывают взаимосвязь между количеством страховых возмещений и коэффициентом КБМ водителя на следующий год. Рассчитать самостоятельно свой новый КБМ несложно, главное — знать, каким он был с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года:

— если по вине водителя не случилось в 2021 году ни одного ДТП, то после 1 апреля 2022 года КБМ перемещается на одну строку вниз, то есть улучшается;

— если ДТП были, то перемещается на несколько строк вверх, то есть его КБМ ухудшается. И растет КБМ более резко, чем снижается.

Например, у водителя до конца марта был минимальный КБМ (0,46), и он за прошлый год стал виновником лишь одного ДТП — значит, его КБМ станет после 1 апреля равняться 0,78.

А вот вернуться обратно к минимальному значению ему можно будет лишь через шесть лет безаварийной езды. Если ДТП по вине водителя было больше чем одно, то КБМ растет еще сильнее.

«Допустим, с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года ваш КБМ был 1,4 (или 1,76 в соответствии с новой градацией). В предыдущем году вы стали виновником двух ДТП, и страховщик дважды выплачивал возмещение по полису ОСАГО.

Это значит, что после 1 апреля 2022 года ваш КБМ станет максимальным — 3,92, — приводит пример Александр Макаров. — Еще один пример: предположим, что водитель имеет минимальный КБМ — 0,46. Если у него не будет ДТП в наступающем году, то КБМ так и останется на этом уровне.

Если же произойдет одно ДТП по его вине, то он подрастет до 0,78, если два — до 1,17, если три — до 2,25, а если четыре и более, то КБМ станет максимальным — 3,92.

То есть при одном ДТП по вине водителя стоимость ОСАГО вырастет на почти на 70%, при двух — на 154%, при трех — на 390%, а если ДТП будет больше трех, то стоимость ОСАГО вырастет в 8,5 раза».

В этом году, когда мы переходим со «старых» КБМ на «новые», будет действовать методика пересчета, закрепленная в указании ЦБ. В этом случае, даже если у водителя не было страховых возмещений по ОСАГО, но при этом его КБМ был в прошлом году максимальным (2,45), то с 1 апреля 2022 года он станет еще выше — 2,94, потому что теперь это значение соответствует нулевому классу КБМ.

  • Итак, стоимость ОСАГО с 1 апреля 2022 года изменится:
  • — для водителей, имеющих класс М, ставших виновниками как минимум двух ДТП — полис вырастет в цене на 60%;
  • — для начинающих водителей увеличится на 20%;
  • — для опытных водителей, которые за рулем без аварий десять лет или более, страховка подешевеет больше всего — на 8%.

Получается, что средняя стоимость страховых полисов с 1 апреля станет выше. Но возможность получения скидки на покупку ОСАГО уже в следующем году призвана стимулировать ездить без аварий.

Почему лучше продлить полис до 1 апреля

Директор страховой вертикали Банки.ру Елена Перфильева считает, что продлить полис заранее имеет смысл тем автомобилистам, у которых срок действия ОСАГО заканчивается в апреле и КБМ высокий. Например, действующий до 1 апреля 2022 года коэффициент 2,45, в этом случае даже при безаварийном вождении после 1 апреля значение КБМ вырастет до 2,94.

То есть страховка подорожает на 20% (2,94/2,45 * 100 = 1,2). Еще один пример: в прошлом году вы не попадали в ДТП по своей вине, но ваш КБМ был 1,55. Первоапрельское изменение коэффициентов повысит его с 1,55 до 1,76, а вместе с ним ОСАГО подорожает примерно на 13,5%.

Плюс с учетом повышения базовых тарифов может получится, что даже для безаварийных водителей стоимость полисов вырастет.

«Поскольку с 1 апреля коэффициенты КБМ для части автомобилистов вырастут, имеет смысл приобрести страховой полис заранее, то есть до 1 апреля 2022 года, — говорит она. — На Банки.

ру работает единственный на рынке сервис, который позволяет физлицам использовать метод быстрой пролонгации.

После заполнения анкеты на этапе выдачи цены первыми мы показываем предложения по пролонгации полиса в прошлой компании, которые, как правило, дешевле для клиента, а потом все остальные».

Кроме изменений КБМ стоимость ОСАГО в ближайшие месяцы может начать расти из-за подорожания автозапчастей и увеличения стоимости ремонта, о чем рассказывал Банки.ру.

Если КБМ неправильный или обнулился

Если ваш КБМ оказался некорректным или вообще обнулился (а такое случается), хотя ранее у вас была скидка и по вашей вине не случалось ДТП, нужно обратиться к своему страховщику — только он может исправить в АИС ОСАГО неверные сведения.

В РСА советуют написать в страховую компанию заявление о внесении изменений, приложить к нему информацию о замене водительского удостоверения или изменении других сведений, которые сообщали при заключении договора ОСАГО.

Получив заявление, страховщик обязан проверить значение вашего коэффициента КБМ в АИС ОСАГО и, если полученный КБМ не совпадает с примененным страховщиком, пересчитать стоимость полиса исходя из нового значения коэффициента. От этого цена страховки изменится.

Если возникнет переплата, то страховая компания должна ее вернуть вам по заявлению.

  1. Если страховщик ваше заявление проигнорировал, можно пожаловаться на него в Банк России через интернет-приемную официального сайта, приложив документы:
  2. — сведения о действующем договоре ОСАГО (серия, номер) либо его копию;
  3. — номера водительских удостоверений (старого и нового) либо их копии;
  4. — документы, подтверждающие факт уведомления страховщика об изменении сведений (ответ страховой компании при наличии), копию вашего экземпляра заявления с отметкой страховой компании о принятии заявления или чеки, квитанции, уведомления оператора почтовой связи).
  5. Ольга КОТЕНЕВА, Banki.ru
Читайте также:  Гаражная «амнистия» или как приобрести в собственность незарегистрированный гараж

Страховщики смогут снижать тарифы по ОСАГО для аккуратных водителей

Банк России планирует расширить тарифный коридор ОСАГО, чтобы страховые компании могли назначать более низкий тариф аккуратным водителям и более высокий тариф — тем, кто водит рискованно и нарушает правила дорожного движения. Соответствующий проект указания опубликован на сайте регулятора.

С 24 августа 2020 года вступают в силу поправки в закон об ОСАГО по индивидуализации тарифов.  Базовая ставка тарифа перестанет быть одинаковой для всех водителей на одной территории, а будет определяться страховщиком для каждого автовладельца индивидуально в зависимости от его риск-профиля.

Помимо факторов, напрямую установленных в законе (таких, например, как наличие грубых нарушений правил дорожного движения), страховщики при установлении тарифа смогут учитывать иные обстоятельства.

Это может быть возраст транспортного средства, его пробег, семейное положение и наличие детей у водителя, установка на автомобиле телематических устройств и другие факторы.

Использование страховщиками всей доступной информации повысит точность разделения водителей с низким и высоким уровнем риска и, соответственно, позволит точнее отражать в цене полиса фактический риск.

Как показывает опыт первого этапа индивидуализации тарифов ОСАГО, страховые компании заинтересованы в хороших водителях и конкурируют за таких клиентов. Так, в результате расширения тарифного коридора в начале 2019 года на 20% вниз и вверх средняя премия по ОСАГО за 2019 год снизилась на 4,8%.

 Проект указания предусматривает расширение границ коридора для тарифов по легковым автомобилям физических лиц на 10% вниз и вверх, что позволит в большей степени дифференцировать тарифы для водителей с разным уровнем риска.

Для общественного транспорта (регулярные автобусы, троллейбусы, трамваи) опускание нижней границы тарифа составит 5%, верхняя граница тарифа останется без изменений.

В связи с высокой аварийностью, значительной разницей между уровнем водителей и существенной недооцененностью тарифов наибольшее расширение коридора — на 30% вниз и вверх — предусмотрено для такси. Более широкий коридор позволит эффективно воздействовать рублем на недисциплинированных таксистов и снижать тариф аккуратным водителям.

В проекте указания также установлены факторы дискриминационного характера, которые страховщикам будет запрещено учитывать при определении базовой ставки тарифа. К ним относятся национальная, расовая, языковая принадлежность, вероисповедание, должностное положение.

Планируется, что новые тарифы начнут действовать одновременно со вступлением в силу поправок в закон об ОСАГО.

Фото на превью: AN Images Design / Shutterstock / Fotodom

Что изменилось в расчётах ОСАГО в 2022 году

Стоимость полиса зависит от базового тарифа и нескольких коэффициентов, которые регулярно обновляются. Данные, актуальные на 2022 год, закреплены в Указании Центробанка.

Базовый тариф умножается на коэффициенты:

  • бонус-малус (КБМ), зависящий от аккуратности езды водителя;
  • территориального использования транспорта (КТ);
  • количества допущенных к управлению водителей (КО);
  • их возраста и стажа вождения (КВС);
  • мощности двигателя машины (КМ).

Значения первых четырёх коэффициентов в 2022 году меняются, и только коэффициент мощности остаётся прежним.

До 1 апреля 2022 года КБМ не изменится, и его базовое значение по-прежнему составит 1. Базовый КБМ присваивают начинающим водителям. Далее это значение корректируют в большую или меньшую сторону в зависимости от того, происходили по вине водителя аварии или нет.

Минимальное значение для самых аккуратных водителей, которые ни разу не попадали в ДТП за 10 лет, — 0,5, максимальное для злостных нарушителей — 2,45.

Минимальное значение для самых аккуратных водителей уменьшится с 0,5 до 0,46. То есть для водителей, по вине которых в последние 10 лет не произошло ни одного ДТП, максимальная скидка на полис составит 56% вместо прежних 50%.

Чем больше аварий происходит по вине водителя, тем больше для него КБМ. Максимальный коэффициент с 1 апреля 2022 года увеличится с 2,45 сразу до 3,92.

Быстро рассчитать стоимость полиса можно на Сравни.ру. Для этого достаточно ввести номер автомобиля в разделе ОСАГО, а затем указать сведения о водителе.

С 9 января 2022 года меняется таблица территориальных коэффициентов. Найти нужный регион можно в Указании ЦБ на страницах с 6 по 13. Во многих регионах тарифы снизились примерно на 1–5%.

Территория использования автомобиля для физических лиц определяется исходя из места жительства собственника машины, указанного в документах на авто.

Если ограничений допущенных к управлению водителей нет — такой полис ОСАГО называется «мультидрайв», — коэффициент с 9 января 2022 года поднимается с 1,94 до 2,32. Таким образом, страховка без ограничений водителей теперь стоит почти в 2,5 раза дороже, чем со вписанными водителями.

Если круг водителей в полисе ограничен, коэффициент составляет 1.

Для кого новый закон отменил обязательный техосмотр

КВС снизился для более возрастных и опытных водителей. Например, для автолюбителей от 59 лет со стажем вождения 14 лет он составит 0,83, хотя ранее значение было 0,9.

При этом для водителей до 24 лет со стажем вождения менее двух лет КВС незначительно повысился. Например, если ранее для автолюбителя возрастом до 21 года и стажем в один год он составлял 1,9, то с 9 января 2022 года — уже 1,92.

Источник: Указание ЦБ РФ от 8 декабря 2021 года.

Быстро рассчитать цену ОСАГО можно на Сравни.ру

Как в России изменились правила расчета стоимости полисов ОСАГО — РБК

Закон также дает компаниям право внедрять собственные критерии, влияющие на стоимость полисов. Чтобы не допустить злоупотреблений со стороны участников рынка, Банк России как регулятор намерен ограничить перечень таких факторов.

В частности, на цену страховки не должны влиять аспекты, связанные с национальной, языковой, расовой принадлежностью водителя, его политическими взглядами, должностным положением или вероисповеданием, перечислял в июле зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

По закону страховщики обязаны теперь раскрывать на своих сайтах, какие факторы влияют на стоимость их полисов ОСАГО.

В прежней редакции закона на базовые ставки страховых тарифов влияли только технические характеристики, конструктивные особенности и назначение транспортных средств.

Из новой версии закона также убраны ограничения для максимального размера общей стоимости ОСАГО — трехкратное (в общем случае) и пятикратное (для нарушителей, сообщивших заведомо ложные сведения или специально устроивших ДТП) по отношению к размеру базовой ставки тарифа с учетом коэффициента для региона, где транспортное средство преимущество используется.

ЦБ запустил реформу тарифов на ОСАГО, которая страхует ответственность водителя, но оформляется на конкретный автомобиль, на фоне убыточности этого вида страхования для страховых компаний.

В январе 2019 года ЦБ расширил тарифный коридор для базовой ставки страховки на 20% вверх и вниз — в результате вместо фиксированной ставки страховщики получили возможность выбирать ее значение в рамках предложенного диапазона.

Тогда же вступили в силу поправки, которые предусматривали разделение водителей по стажу и возрасту на 58 категорий вместо прежний четырех — в зависимости от этого по-новому формировался коэффициент возраста и стажа (КВС), влияющий на стоимость полиса.

С апреля 2019 года в России изменился подход для расчета КБМ, от которого зависит скидка за езду без аварий или надбавка за ДТП.

ЦБ, инициировавший реформу, утверждал, что новый подход позволит страховщикам точнее рассчитывать стоимость полисов для водителей и не перекладывать риски нарушителей на аккуратных клиентов.

По данным Российского союза автостраховщиков, за первое полугодие 2020 года средняя премия по ОСАГО осталась практически на том же уровне, что и годом ранее (5363 руб.), и составила 5398 руб. По отношению к дореформенному уровню ее размер уменьшился: в первом полугодии 2018 года она составляла 5673 руб.

Как это скажется на ценах

В рамках второго этапа реформы, чтобы увеличить гибкость цен на полисы, Банк России объявил о новом расширении тарифного коридора.

Для легковых автомобилей физлиц диапазон цен будет сдвинут еще на 10% вверх и вниз (в дополнение к действующим плюс-минус 20%), для легковых машин юрлиц — на 20%, а для такси — на 30%.

В результате минимальная и максимальная стоимость обязательной страховки для легкового автомобиля будут различаться более чем в два раза. Если раньше диапазон был определен в 2746–4942 руб., то в будущем он составит 2471–5436 руб.

Указание о расширении тарифного коридора ОСАГО еще не вступило в силу: оно пока находится на регистрации в Минюсте, сообщил РБК представитель Банка России. «Мы ожидаем, что оно будет зарегистрировано в ближайшее время. Указание вступит в силу через десять дней после официального опубликования», — добавил он.

По расчетам ЦБ, цена обязательных автостраховок станет «более индивидуальной». «Мы не видим причин для роста средней стоимости полиса ОСАГО в ближайшее время», — подчеркнул представитель регулятора.

С 24 августа тарифы изменятся незначительно, большинство клиентов смогут рассчитывать на дисконт, говорит руководитель дирекции розничного бизнеса страховой компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. «Скидка «хороших» водителей будет постепенно увеличиваться, а вот для водителей, попадающих часто в аварии, надбавка будет расти существенно», — прогнозирует он.

С повышением цен на страховки столкнутся около 15% клиентов, оценивает директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие» Андрей Ковалев.

«При разработке новых тарифов андеррайтеры компании будут исходить из принципа, который используется в каско, — каждый клиент платит за свой риск.

Однако, в отличие от каско, в тарифах ОСАГО все же есть коридор возможных значений», — поясняет он. Ковалев не исключает ситуации, когда из-за недобросовестных водителей растет тариф для аккуратных, но «масштаб сильно снизится».

По его оценкам, хорошие клиенты смогут рассчитывать на снижение стоимости полисов до 30%.