Skip to content

26 ноября 2013

Куда б ни шел, ни ехал ты…

19 ноября, в день ракетных войск и артиллерии, между деревнями Гряда и Богатырь, на месте гибели легендарной батареи «катюши» капитана Флерова установлена мраморная плита.

Администрация муниципального образования «Угранский район» выражает огромные слова благодарности настоятелю храма святых и равноапостольных Кирилла и Мефодия от. Валентину и начальнику отдела образования Колобову С.А. за проявленную инициативу в увековечении памяти погибших флеровцев, директору МУП «Угранский райтопсбыт» Щербакову А.В., директору компании «FINESTRA» Терехову В.В., ндивидуальным предпринимателям Кузенкову О.Н.,  Орехову С.Н., Савченко В.И., помощнику лесничего Угранского лесничества филиала ОГУ «Смолупрлес» Ляпченкову А.А. за оказанную помощь в установлении памятного знака.

S

S

«Если мы войну забудем,

Вновь придет война.

Эта память, верьте, люди,

Всей земле нужна!»

Пока жива людская память, пока есть люди, которые эту память поддерживают – история жива.

Весной 2014 года во Всходской средней школе имени нашего знаменитого поэта-земляка Исаковского, будет открыта комната боевой славы, где будут экспонироваться фрагменты автомобиля ЗИС-6 с взорванной «катюши» Флерова – шасси, двигатель, реактивный снаряд.

Практически все «Катюши», собранные на базе отечественных грузовиков ЗИС-6, уничтожила война. К сожалению, все  памятники гвардейским минометам, установленные в их честь в Москве, Мценске, Орше, Рудне, Знаменке базируются на имитации шасси ЗИС-6. Но в памяти ветеранов Великой Отечественной «катюша» сохранилась как угловатый, старомодный трехосный автомобиль со смонтированным на нем грозным оружием, которое сыграло огромную роль в деле разгрома фашизма.

Историческая справка

Испытания нового оружия произвели сильнейшее впечатление даже на видавших виды военачальников. Окутанные дымом и пламенем боевые машины за несколько секунд выпускали по 16 реактивных 132-мм снарядов, а там, где только что виднелись мишени, уже крутились огненные смерчи, заливая далекий горизонт багровым заревом.

Так проходила демонстрация необычной боевой техники высшему командованию РККА в середине мая 1941 года, а уже через неделю после начала Великой Отечественной войны была сформирована экспериментальная отдельная батарея реактивной артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования. Еще через несколько дней производство начало сдавать армии первые серийные БМ-13-16 – знаменитые «катюши».

История создания реактивного миномета ведет свое начало с двадцатых годов. Уже тогда советская военная наука видела будущие боевые операции маневренными, с широким использованием моторизованных войск и современной техники – танков, самолетов, автомобилей. И в эту целостную картину с трудом вписывалась классическая ствольная артиллерия. Гораздо более соответствовали ей легкие и подвижные реактивные установки. Отсутствие отдачи при выстреле, малый вес и простота конструкции позволяли обойтись без тяжелых лафетов и станин. Вместо них – легкие и ажурные направляющие из труб, которые можно было смонтировать на любом грузовике.

Установка состояла из восьми открытых направляющих рельсов, связанных между собой в единое целое трубчатыми сварными лонжеронами. 16 реактивных 132-мм снарядов фиксировались с помощью Т-образных штифтов сверху и снизу направляющих попарно. В конструкции была предусмотрена возможность менять угол возвышения и разворота по азимуту. Наводка на цель производилась через прицел вращением рукояток подъемного и поворотного механизмов. Установку монтировали на шасси трехтонки – распространенного тогда грузового автомобиля ЗИС-5, причем в первом варианте сравнительно короткие направляющие располагались поперек машины, получившей общее название МУ-1.

В сентябре 1939 года создали реактивную систему МУ-2 на более подходящем для этих целей трехосном грузовике ЗИС-6. В этом варианте удлиненные направляющие устанавливались вдоль автомобиля, задняя часть которого перед стрельбой дополнительно вывешивалась на домкратах. Масса машины с экипажем (5 – 7 человек) и полным боекомплектом составляла 8,33 т, дальность стрельбы достигала 8470 м. Только за один залп (за 8 – 10 секунд!) боевая машина выстреливала на позиции врага 16 снарядов, содержащих 78,4 кг высокоэффективного взрывчатого вещества. Запуск снарядов мог производиться и из кабины, и с выносного пульта с помощью электрической системы замыкателей. Трехосный ЗИС-6 обеспечивал МУ-2 вполне удовлетворительную подвижность на местности, позволяя ей быстро совершить марш-маневр и смену позиции. А для перевода машины из походного положения в боевое было достаточно 2 – 3 минут.

Собственный вес ЗИС-6 составлял 4230 кг. По хорошим дорогам он мог перевозить до 4 т груза, по плохим – 2,5 т. Максимальная скорость – 50-55 км/ч. Машина могла преодолевать подъем 20 градусов и брод глубиной до 0,65 м. В целом ЗИС-6 представлял собой достаточно надежную машину. Наибольшую известность ЗИС-6 приобрел как носитель первых реактивных установок БМ-13.

В ночь на 30 июля 1941 года на запад под командованием капитана И.А. Флерова отправилась первая экспериментальная батарея реактивных минометов, состоящая из семи опытных установок БМ-13 (с 8-ю тысячами снарядов) и пристрелочной 122-мм гаубицы.

А через две недели 14 июня 1941 года батарея Флерова, соблюдая полную секретность – двигались в основном ночью, проселками, избегая людных магистралей, — прибыли в район реки Оршицы. Свой первый залп из всех установок батарея произвела по железнодорожной станции Орша, где было сосредоточено большое количество живой силы и боевой техники противника. В результате мощного огневого удара одновременно 112 реактивными снарядами над станцией поднялось огневое зарево: горели вражеские эшелоны, рвались боеприпасы. Накануне немцы ударом с юга захватили город Оршу, и теперь, ни минуты не сомневаясь в успехе, переходили на восточный берег Оршицы. Но вот небо озарили яркие вспышки: со скрежетом и оглушающим шипеньем ракетные снаряды обрушились на переправу. Мгновенье спустя они рванули в гуще двигающегося потока фашистских войск. Батарея Флерова произвела второй залп. Каждый реактивный снаряд образовывал в земле восьмиметровую воронку глубиной полтора метра. Ничего подобного фашисты прежде не видели. Страх и паника охватили ряды гитлеровцев. В результате переправа противника была сорвана, развить успех на этом направлении ему не удалось.

После боевого крещения под Оршей батарея успешно действовала в боях под Рудней, Смоленском, Ельней, Рославлем и Спас-Деменском. За три месяца боевых действий батарея Флерова не только наносила немалый материальный урон немцам, она способствовала и поднятию боевого духа у наших солдат и офицеров, измотанных непрерывными отступлениями.

Гитлеровцы устроили за новым оружием настоящую охоту. Но батарея не задерживалась долго на одном месте — дав залп, сразу же меняла позицию.

Судьба же первой отдельной экспериментальной батареи оборвалась в начале октября 1941 г. При движении к линии фронта из тыла в ночь с 6 на 7 октября она попала в засаду врага под деревней Богатырь Угранского района Смоленской области. Большая часть личного состава батареи и капитан Флеров погибли, расстреляв весь боезапас и взорвав боевые машины.

Легендарные «Катюши» во время войны участвовали во всех крупных операциях. К концу войны реактивная артиллерия имела 40 отдельных дивизионов (38 М-13 и 2 М-8), 115 полков (96 М-13 и 19 М-8), 40 отдельных бригад (27 М-31 и 13 М-31-12) и 7 дивизий — всего 519 дивизионов в которых насчитывалось свыше 3000 боевых машин.

Еще из рубрики Новости

Обсуждение закрыто.